Михаил Сенчихин:Самые интересные уроки жизни нам преподаёт история

Виктор БОЧЕНКОВ
06.03.2020 14:53
Как уживаются друг с другом разные музы.

    Михаил Викторович Сенчихин работает в Калужской областной больнице почти 25 лет. Он офтальмолог. Сложные микрохирургические операции, плановая и экстренная хирургическая и терапевтическая офтальмологическая помощь, травмы, дежурства... Врач по профессии, он провел глубокое историческое исследование о Стоянии на Угре. Мы просим его поделиться секретом, как сочетаются такие разные виды деятельности, но первый вопрос – о семье.

   Музы и династия

    – Мой дедушка Михаил Васильевич Бирюков – профессор кафедры акушерства и гинекологии в Астрахани, участник Великой Отечественной войны. Мама – врач-офтальмолог с большим стажем работы в областной больнице – 50 лет. Отец – хирург-травматолог, тоже 50 лет работы в областной больнице. Он занимался ожоговой хирургией – самой тяжелой разновидностью травм, делал реконструктивно-пластические операции. Дядя – хирург, кандидат наук, сестра – врач-нарколог, советник губернатора Астрахани по вопросам наркоконтроля, тоже кандидат наук.

    – Вы, насколько я знаю, еще и поэт. Эти две музы, история и поэзия, также сопровождают вас всю жизнь, как и медицина?

    – Стихи я начал писать с четырнадцати лет, но исторической тематики они не касались. Самые интересные уроки жизни нам преподает все-таки история. Увы, если закономерность повторяющихся событий не учитывается обществом, то на определенном этапе оно снова сталкивается с теми же проблемами, что были ранее. Поэтому история мне активно интересна. Ею увлекался и отец.

    – Интересна только история России?

    – Нет, не только. У меня, например, есть стихи об образовании первого германского государства. Побудительным мотивом для стихотворения становятся какие-либо события. Внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август, потеряв после сражения в Тевтобургском лесу в провинции Германия в 9-м году нашей эры три легиона, утратив три штандарта, бился головой о косяк двери, несколько месяцев не обращал на себя внимания. «Публий Квинтилий Вар, верни мне мои легионы!» – кричал он, называя имя наместника римской империи в Германии. Возникло первичное древне-германское государство, которым стал управлять Арминий, заманивший римлян в Тевтобургский лес. Драматизм этого события, довольно далекого, побудил меня взяться за перо…

   На Угру, в седую древность, на Север…

    – История идет в ногу с поэзией, вы автор нескольких поэтических книг. Расскажите о них.

    – Да, одна из них называется «Ветхозаветное», это поэма об основных событиях Ветхого Завета. Она, как и сборник «Духовное», увидела свет благодаря моему наставнику, единомышленнику и другу, профессору кафедры французского языка КГУ Владимиру Шумейко. «Колыбель Державы Российской» – другой историко-публицистический сборник стихотворений о Великом Стоянии на Угре. Сюда входит «Гимн Великому Стоянию на Угре», на текст которого иеромонах Фотий, победитель телешоу «Голос», написал музыку. Произведение в 2017 году стало официальным гимном Дзержинского района. В 2019-м был написан марш «Победа на Угре», который исполнили хор и ансамбль Инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации «За Веру и Отечество». Судьба свела меня с интересным человеком, талантливым композитором, заслуженным деятелем культуры России Оксаной Николаевной Набойченко. Я написал стихотворную часть к опере «Любовь, победившая смерть» о святых Петре и Февронии. Участвовал в создании поэтического текста музыкальной трагедии «Последние Романовы», ставшей достойной альтернативой псевдоисторическому фальсификату – «Матильде». Написал поэтический текст вступительной части оперетты «Талант на все времена». К юбилею Победы готовится театрализованная постановка о людиновских героях-подпольщиках. Планируются поэтически завершенный мюзикл «Герои дальних берегов» о калужанах-полярниках, первопроходцах – супругах Прончищевых и Семене Челюскине, опера о Великом Стоянии на Угре. К сожалению, театр «Благозвучие» Оксаны Набойченко, лауреат конкурса в Сочи 2006 года, получивший гран-при Миланского конкурса театральных искусств 2008 года, не имеет ни собственной театральной площадки, ни государственного финансирования.

    – Исторические произведения, какую бы форму они не принимали, предполагают серьёзную научно-исследовательскую предварительную работу.

    – Одним из итогов изыскательской работы стало участие 25 мая прошлого года в XII Международной научно-практической конференции «У истоков российской государственности». Там я представил доклад «К вопросу оценки исторического значения Великого Стояния на Угре 1480 г. в возникновении Московского Государства». Итоговый вывод процитирую: «Дату 11 ноября, являющуюся днем победы в Великом Стоянии на Угре 1480 года, необходимо внести в официальный реестр общегосударственных праздников как первый день окончания эпохи вассальной зависимости русских княжеств от ордынских ханов, длившейся почти четверть тысячелетия, как первый день возникновения суверенного, независимого Московского (Русского) государства».

    Статья Михаила Сенчихина «К вопросу оценки исторического значения Великого Стояния на Угре 1480 г. в возникновении Московского Государства» представлена в сборнике (на страницах 40-61) исследований и материалов XII Международной научно-практической конференции (Серия «Калужские страницы»), проходившей в 2019 году, который проиндексирован в РИНЦ и размещен на сайте научной электронной библиотеки elibrary.ru.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика