Мы познакомились с протоиереем Алексием Жигановым в середине 2000-х. Казанский собор в центре Людинова нашли не сразу. Он больше напоминал стройплощадку – вокруг леса, в притворе мешки с цементом, на полах дощатые настилы… Полуразрушенный храм, в перестроечные времена здесь еще кино крутили, постепенно возвращался к жизни. Перед главной святыней – иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих» теплилась лампада. А то, что сейчас стало настоящим музеем, одной из достопримечательностей города, ютилось в маленькой служебной комнатке.

Мамин сундук
По большому счету с сундука Василисы Федоровны, мамы отца Алексия, все и началось. Откроешь крышку, а там цветные россыпи – вышитые рушники, рубахи, свадебный костюм. Часть жизни, которая от нас теперь далеко-далеко. Немудреный крестьянский быт с прялками, рубелями, ухватами, протяжные песни, поля, рощи, перелески, темный ручей Черный Поток, по нему и получила название родная деревня батюшки. А окрест Зеленая Птица, Круглая Заводь, Осиновая Избушка, Сосновка, Лазыкино… Жиздринское полесье.Печать запустения увидел отец Алексий, только что назначенный настоятелем Казанского собора в Людинове, когда приехал сюда в августе 1999 года. Жизнь уходила из Черного Потока и ближних деревень. В один заброшенный дом вошел, нашел там лапти, прялку, бердо. Подумал: «Еще несколько лет – и все это исчезнет». Забрал находки с собой.
«15 сентября 1999 года в Людинове в Казанском соборе выставкой пожертвованных вещей домашнего религиозного обихода и старинной церковной утвари было положено начало кабинету церковно-исторического краеведения». Запись появилась в летописи храма через два месяца с момента возобновления богослужений. Кстати, мамин сундук и его сокровища тоже нашли свое место в экспозиции.
Подход к изучению истории родного края у батюшки профессиональный. Он окончил Калужский педагогический институт по специальности «Преподаватель истории». До принятия священного сана в 1992 году преподавал любимый предмет и руководил Чернопотокской восьмилетней сельской школой, которую когда-то закончил. Потом семь лет служил настоятелем Казанского собора в Юхнове.
– Земляки меня выпросили у владыки Климента. Я не очень хотел возвращаться. В Юхнове мы прижились. Но духовник сказал: «Не просись и не отказывайся». И я ответил владыке: «Как благословите». Хотя в тайне надеялся, что меня не переведут. Но теперь ни о чем не жалею, – говорит батюшка.
Крест хрустальный
Есть среди экспонатов музея вещи совершенно особенные. Например, крест из хрусталя, который теперь изображают на гербе Людинова. Он с хрустального иконостаса, который был когда-то в Казанском соборе. Подобных в России известно всего два – в городе Дятькове Брянской области и в Людинове. Оба были разрушены в советские времена. Но в 2003-м мастера Дятьковского хрустального завода воссоздали по сохранившемуся образцу хрустальную плитку, которой и украсили иконостас во вновь построенном храме «Неопалимая Купина». От людиновского же чуда остался только крест.– Нашел его Морозов Иван Егорович. Когда скончалась его мама, которая была в молодости певчей в Казанском соборе, он решил разобрать вещи на чердаке ее дома. Вдруг хрустнуло под ногами. Наклонился – в газете было что-то завернуто. Там оказался хрустальный крест. Морозовы передали его нам, а еще большую голубую лампаду, которая была в соборе, «Васильковскую» икону Богоматери и фотографии храма – каким он был внутри, как его закрывали, – рассказал отец Алексий.
Все это крупицы былого великолепия. Закрыли собор 14 февраля 1930 года, под Сретение Господне. Вечером накануне люди пришли на праздничную службу, а у входа стояли красноармейцы (говорили, что «латышские стрелки») и никого не пускали. С этого времени началось разрушение храма. Его помещения стали использоваться под склады, а ценности передали по описи в Госбанк. Часть икон разобрали верующие, но большинство их было уничтожено. Судьба иконостаса неизвестна. До наших дней сохранились чугунные колонны с коринфскими капителями, напольная плитка, напоминающие о демидовских железоделательных заводах. Крест и плитка из хрусталя – от уникального иконостаса, возведенного при С.И. Мальцове.

– На иконостасе все промежутки между иконами были заполнены хрустальными плитками. Говорили, что их наполняли битым хрусталем. Когда горели свечи, игра света была удивительная. Не так давно я обнаружила в интернете книгу «Живописная Россия». Дореволюционное 19-томное издание. В седьмом томе описание Дятьковского иконостаса. Там упоминается, что промежутки действительно заполнены битым хрусталем. Скорее всего, у нас было так же, – добавила Галина Гончарова, хранительница фондов музея при Казанском соборе.
С Галиной Федоровной несколько лет назад нас познакомили … традиционные пояса. Как программист вычислительного центра села за бердо, я рассказала в материале «Перфолента времени» (https://www.vest-news.ru/article/61678). Здесь, в музее, помимо лекций, экскурсий, исследовательской работы Галина Гончарова занимается восстановлением старинных народных костюмов, коих собралась большая коллекция. Но об этом чуть позже.
– Хрустальный крест появился на гербе Людинова после долгих обсуждений. Не сразу согласились наши депутаты. Пять раз рассматривался этот вопрос на заседании городской Думы. Предлагали разные варианты, в том числе ковш литейный. А я сказал: «Железоделательное производство для нас очень важно, это основа нашего города. Но уникален для России все-таки хрустальный иконостас! Такие были только в Людинове и Дятькове Брянской области! – вспоминал батюшка.
справка
В 1750 году Никита Никитович Демидов, владелец железоделательного завода, покупает у графа Аркадия Ивановича Бутурлина д. Людиново Батоговской волости Брянского уезда. В 1755 году принимает решение строить деревянную церковь в честь пророка Божия Илии «огненновосшедшего» на небо, почитаемого как покровителя «литейного дела», и его ученика св. пророка Елисея. В 1802 г. Петр Евдокимович Демидов (внук Н.Н. Демидова) чуть севернее старого деревянного храма закончил строительство нового каменного трехпрестольного собора с каменной колокольней. Главный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) – в честь святителя Николая Чудотворца, а правый (южный) – в память первого деревянного храма – в честь св. пророка Божия Илии. Хрустальный иконостас был устроен уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов Сергее Ивановиче Мальцове (1810 – 1893 гг.).
Продолжение следует.

Газета
Прямая линия












