Центр реабилитации диких животных «Феникс» – некоммерческая общественная организация, целью которой является помощь диким животным, пострадавшим от человека или других факторов, работает в Калуге более 16 лет. Вся работа «Феникса» осуществляется на собственные средства создателей и на пожертвования людей. Для желающих сделать центру новогодний подарок или просто оказать финансовую поддержку: 4276 2200 1236 6624 – номер карты Сбербанка.
Маша спит. Она устала?..
– Процедура залегания в спячку непростая, – рассказывает руководитель центра «Феникс» биолог Вероника Матюшина. – Для этого медведь должен «наесть» подкожный жир, а значит, требуется обеспечить хорошее калорийное питание.
Откармливать Машу сотрудникам реабилитационного центра помогали калужане: добровольцы привозили в приют крупы и мёд, делились урожаем яблок и кабачков. Берлогой медведице служит обустроенный вагончик, так что о жилье ей тоже беспокоиться не пришлось.
Этой осенью с наступлением холодов сотрудники центра стали, как положено в природе, постепенно уменьшать рацион, да и сама Маша потеряла аппетит, стала менее активной. Вероника Матюшина пыталась усыпить подопечную с помощью колыбельных песен, медведица же начала сгребать сено и готовить себе уютное лежбище и, наконец, уснула. Не клубочком, как принято изображать на картинках, а вольно раскинувшись на сене: медведи, как и люди, не раз меняют позы во сне.
Медведь Мансур, спасённый когда-то лётчиками и проживающий на специально оборудованной территории близ аэродрома Орешково под Воротынском, укладываться в спячку отказался. Возможно, мешает гул самолётов. Как тут уснёшь? Во всяком случае мишка продолжает резвиться в своём огромном вольере под прицелом видеокамер, которые транслируют его жизнь онлайн. Увидеть его можно на сайте: https://www.mansur.il-14.ru.
Проснуться и вспомнить
Время залегания в спячку у медведей напрямую связано с погодой: в прошлую тёплую зиму, например, уснуть Маше так и не удалось. В этот раз погода не подвела. Прогнозы обещают потепление, но сотрудники «Феникса» надеются, что раз уж процесс спячки запущен, Маша будет «сосать лапу» до весны. Кстати, по поводу лапы: это тактильное ощущение близости мамы, а соответственно безопасности, остаётся у медведей с детства, и рано осиротевшая Маша не исключение.– В идеале она должна проспать примерно до апреля, – говорит Вероника. – Сейчас наша основная задача – не шуметь, поэтому в «берлогу» не заходим, хотя вагончик требует небольшой починки.
Весной же для проснувшейся медведицы вновь понадобятся крупы и сухофрукты: просыпаются медведи голодные и постройневшие. В том, что она узнает своих «приёмных родителей», Вероника Матюшина не сомневается.
– Если бы медведи после спячки ничего не помнили, они бы вымерли как вид, – уверена биолог. – Слухи об их плохой памяти распускают некоторые дрессировщики. Вероятно, какие-то элементы дрессуры цирковые медведи после спячки могут забыть, но это, как у учеников после длинных каникул, просто требуется повторение.
Впрочем, работы у сотрудников «Феникса» хватает и без Маши: на их попечении находятся ещё волки, носухи, еноты, сурикаты, хищные птицы, аисты и более тридцати макак, которых тоже надо кормить.
Фото предоставлено реабилитационным фондом «Феникс».