Зависло…
Водитель – молодой мужчина – нервно водил пальцем по экрану планшета.– Приложение зависло, – пожаловался он. – Ничего сделать не могу.
Машина тронулась и, не торопясь, поехала в заданном направлении. Водитель на ходу продолжал манипуляции с экраном.
– Зависло. Придётся на карточку переводить, а то я ничего не получу. Отмените заказ, поставьте «ошибочный» и переведите мне на карту.
– В смысле – на карту? У меня всё работает, оплата всё равно пройдёт.
– Нет, так я ничего не получу. Вы отмените заказ и переведите мне на карту. Вы же можете через Сбербанк онлайн?
– Это будет проблематично.
– Тогда наличными, – настаивает водитель.
– У меня нет налички.
– Тогда придётся вызывать другую машину, – уже с раздражением заявляет мужчина.
– Значит, будем вызывать другую, – спокойно соглашаюсь я.
Водитель неуверенно остановил машину.
– Только заказ отмените. Поставьте: «ошибка заказа», иначе с вас деньги снимут. Вот видите.
Я отвела его руку от своего смартфона и нажала галочку напротив пункта: «Водитель попросил отменить заказ».
– Не туда! С вас деньги снимут!
Я вышла из машины и, стоя на тротуаре, вызвала другую. Водитель некоторое время растерянно наблюдал: вероятно, я оказалась первой, кто не попал на его удочку.
Деньги за эту несостоявшуюся поездку никто, разумеется, не снял. Поразмыслив, я нашла в приложении «Службу поддержки» и описала ситуацию. Ответ пришёл быстро: извинились, пообещали провести разъяснительную работу и даже начислили бонус на следующую поездку.
Наличку на бочку
Поскольку приложениями я пользуюсь давно и с подобным столкнулась впервые, я сочла этот случай единичным, списав на человеческий фактор. Если бы не приключения коллеги. В силу обстоятельств она на несколько недель сменила общественный транспорт на такси. Поначалу всё было хорошо, а потом…– Он ругался всё дорогу! – изумлённо рассказывала она. – Сидел и пыхтел: «Вам удобно, а мне вот неудобно! Если б я знал, не поехал бы!»
Приступ сквернословия случился с водителем после того, как он выяснил, что поездка будет оплачена картой. Попробовал требовать наличку, но её у женщины не оказалось.
– Жалуйтесь! – настоятельно посоветовал коллеге таксист – только уже другой, который вез её на следующий день. – Из-за таких вот и нам достаётся.
В тот раз женщина жаловаться не стала. Но через день ей пришлось это сделать. Очередной таксист оказался тоже любителем налички, только более решительным и изворотливым. Везти по безналу отказался категорически.
– Сначала заявил: «Измените способ оплаты», – рассказывает коллега. – Я не смогла это сделать в приложении. Тогда он сказал, что сам что-то там отменит, а я оплачу поездку наличными. В этот раз деньги у меня были, согласилась – на работу-то надо.
Женщина доехала, расплатилась, а через несколько минут сумма минимальной оплаты снялась с её карты, которая была привязана к приложению. При этом там уже значилась другая машина: очевидно, её прислали после отмены водителем первого заказа.
На жалобу вновь отреагировали оперативно: деньги вернули, пообещали разобраться. Но теперь каждого таксиста коллега приветствует подозрительным вопросом: «Вы по безналу повезёте? Не откажетесь?» В большинстве случаев вопрос вызывает удивление: «Конечно, какая мне разница!» Да, выручка от поездки поступает ему на карту только через несколько дней, но постоянно работающий таксист ничего критичного в этом не видит.
Всё просто
Обсуждение ситуации в соцсетях оказалось продуктивным. Подключились и пассажиры, и водители.«Всё просто. За большую поездку таксопарк снимает комиссию около 20 %. Вот и просят поездку отменить, чтобы вы заплатили напрямую и не делиться с таксопарком».
«Ну они не то чтобы открыто просят. Они жульничают, обманывая в том числе и пассажира».
Нашлись и те, кто встал на защиту: мол, ездить на дальние расстояния таксистам невыгодно, а клиент при этом ничего не теряет.
Не умаляя сложностей работы таксистов, замечу, что всё-таки теряет. Нет поездки – нет гарантий. Отменяя заказ, вы соглашаетесь ехать с «бомбилой». Если водитель не довезёт до места, попадёт в аварию или будет остановлен – ничего не докажете.
Да и водитель рискует. Всегда есть вероятность, что клиент отменит поездку, а по прибытии на место не заплатит. А что? Нет заказа – нет денег, и доказывать обратное придётся разве что силой.
Интересно, что большинство водителей это понимают и высказываются за цивилизованные отношения.
– Мне кажется, такой ерундой занимаются временные, сезонные таксисты. То есть летом он, допустим, строитель, а зимой подрабатывает. Или того хуже – подрабатывает иногда, чтобы хватало на пиво и сигареты. Конечно, деньги ему нужны здесь и сейчас, а не через пару дней, – прокомментировал эти ситуации знакомый водитель, который уже больше года работает через приложение. – Что делать? Мне кажется, идти на обострение. Говорить, что если поездка не состоится, то будет составлена жалоба. Снять его предложение на видео. Кроме угрозы понизить рейтинг водителя или его блокировки у агрегатора, других рычагов нет.
Как не стать жертвой мошенника
- Не поленитесь найти в интернете телефон службы поддержки того такси, которым обычно пользуетесь, и занести его в телефонную книжку. Если понимаете, что вас пытаются обмануть, – звоните и жалуйтесь.
- Не отменяйте поездку по просьбе водителя, если вы собираетесь ехать. И не только из-за денег. В криминальной хронике нападений таксистов на пассажиров и наоборот в подавляющем большинстве случаев фигурируют «левые», незарегистрированные у оператора поездки.
- Если вы всё-таки вынуждены отменить заказ – укажите в приложении истинную причину. Уточнить ситуацию вы можете позже, написав в службу поддержки.