130 километров от Курска до Рыльска, еще 30 до Глушкова или Коренева, а потом обратно. И так почти каждый день. По опустевшим дорогам, вслушиваясь в тишину, – не запищит ли дрон-детектор, учуявший вражеских «птиц». В машине продукты, разные нужные в хозяйстве вещи для жителей прифронтовых деревень и поселков. Первый раз сюда калужанин Александр Сидоренков приехал в августе прошлого года, буквально через несколько дней после вторжения украинских войск. Сегодня координирует работу волонтерского центра молодогвардейцев в Курской области. Поговорить нам удалось по телефону в дороге – он с товарищами ехал в очередную командировку.
На закате лета
6 августа 2024-го. Враг на Курской земле. Александр, как и все, следил за сводками новостей – что там в приграничье. Из центрального штаба «Молодой Гвардии Единой России» пришла информация – 11 августа в Курске организация открывает гуманитарную миссию. Вместе с Денисом Зиновкиным они подали заявки. Благо опыт есть. Помощь пожилым, маломобильным людям Сидоренков еще в эпидемию COVID организовывал. За плечами работа в администрации Дзержинского района, управлении спорта Калуги, «Движении Первых».
– Из Калужской области нас было двое. Добирались до Курска на поезде. В городе атмосфера была гнетущая. Поначалу люди не понимали, что происходит. Кто-то старался уехать. В пункты временного размещения прибывали и прибывали жители приграничных районов, подвергшихся атаке ВСУ. Когда воют сирены, работает наша ПВО, понимаешь, что рядом идут бои. Но постепенно к этому привыкаешь. Сейчас такого острого чувства нет, – рассказал Александр Сидоренков.
Попали они, выражаясь на молодежном сленге, в самый движ. Волонтерский центр организовывал свою работу. Еда, вода, предметы первой необходимости для вынужденных переселенцев, эвакуация людей, помощь госпиталям – и это не полный перечень направлений. Ежедневно в Курск шли фуры с грузами из разных регионов России. Гуманитарно-распределительный центр, склады со стороны напоминали муравейник – разгрузка, погрузка, фасовка… Разобрать вещи, продукты, бытовую химию и прочее. Подготовить продуктовые и гигиенические наборы, отправить их в штаб общественной поддержки Курской области.
В госпиталях требовались добровольные помощники. Студенты мединститутов, училищ, выпускники курсов тактической медицины стали медбратьями и медсестрами в операционных и перевязочных. Масса работы для не медиков – от приема и описи вещей до сопровождения раненых на дальнейшее лечение в больницы и госпитали.
Но самым рисковым делом были поездки к линии боевого столкновения. Волонтерские группы везли оставшимся там людям продукты, средства гигиены и другие необходимые вещи.
Как сказал Александр Евсеевич Хинштейн, врио губернатора Курской области, мы сами выбираем – помогать другим или пить пиво, лежа на диване. Здесь человек отдает свое свободное время, силы ради ближних, а это не каждому дано. Поверьте – не каждому.
.
Боевое крещение
В августе Сидоренков первый раз поехал в поселок Коренево – центр одноименного района. В те дни от него только-только отодвинули врага.
– Вдоль дороги на обочинах взорванные машины, военная техника. Постоянно пищал дрон-детектор – показывал, какой беспилотник приближается. Вдалеке перебегал улицу кто-то в камуфляже. Свои? Нет? Вдруг ДРГ (диверсионно-разведывательная группа. – Авт.)? Ехали на свой страх и риск, пока не увидели наших военных. Сложно описать, какая тревога у них в глазах. Еще не было четкой уверенности, что все зачистили. Связь толком не работала. Объяснили, что мы волонтеры, продукты есть, можем помочь. В память врезалась абсолютная тишина. Как-будто вымер поселок. Сейчас там можно увидеть мирных людей, много военных, магазины какие-то открываются, восстановили газ, электроснабжение. Жизнь начинает возвращаться. А первое время было страшно, – вспоминает Александр.
Негласным символом тех дней стала… картошка. Время пришло ее копать. В здешних местах земля щедрая – на урожаи не скупится, только руки приложи. Как уехать, как бросить?! Крестьянское нутро противилось. Пожилые люди порой не могли в полной мере оценить угрозу.
– Приличное количество человек пострадало и погибло из-за того, что под обстрелами ехали на огород. Видно, на авось надеялись. Когда мы приезжали, по домам стучались, видели людей с лопатами, которые копали картошку. «Не страшно?» – спрашиваем. «А мы уже привыкли», – отвечали они. Страдали от этого наши военные, поскольку не могли в полной мере работать в населенных пунктах. В ряде мест была объявлена принудительная эвакуация, – продолжил Сидоренков.
Он сам участвовал в эвакуации более пяти десятков человек с прифронтовых территорий. В Курск шли полные автобусы – мужчины, женщины, старики, дети.
– В экстремальной ситуации люди порой проявляют себя неожиданным образом. Взрослые мужчины, выйдя из автобуса, от пережитого падали на землю, кто-то радовался, каждую травинку целовать был готов. А хрупкая женщина, хотя пережила не меньше, была спокойна, собрана и помогала другим, – отметил Александр.
Слом стереотипов
Критиковать молодых – традиция давняя. Лет этак 2500 назад философ Сократ писал: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков». Нынешнее молодое поколение упрекают то в инфантилизме, то в излишнем прагматизме, то в погружении в интернет вместо реальной жизни и т.п.
Волонтерам-молодогвардейцам, работающим в Курской области, – от 18-ти. 29-летний координатор волонтерского центра Александр Сидоренков для большинства старший товарищ.
– К нам обращается много желающих стать волонтерами, причем девушек не меньше, чем парней. Те, кто уже работал здесь, возвращаются домой, рассказывают о нашей гуманитарной миссии друзьям. Новички часто говорят: «У меня товарищ здесь был, я от него приехал. Тоже хочу помочь. Люди в беде – не могу в стороне оставаться». Порой ребята расстраиваются, что их куда-то не берут. Но у нас все задачи важные – и на складах коробки потаскать, и в госпиталях поработать, и семьи навестить. Если не сразу, то со временем все это понимают, – сказал Сидоренков.
С августа прошлого года в гуманитарной миссии «Молодой Гвардии Единой России» участвовало более 220 человек. География – почти четыре десятка регионов России: от Санкт-Петербурга, Ленинградской области до Поволжья и Приморья.
Чудо
20 декабря прошлого года молодогвардейцы попали под обстрел в Рыльске. ВСУ нанесли по городу удары ракетами ATACMS с радиусом поражения кассетной части 15 метров. Погибли шесть человек, в том числе один ребенок. Были повреждены Дом культуры, здание начальной школы № 1, ОМК имени Ганина, корпуса колледжа, офисы СДЭК и Ozon, здание ЗАГСа, также выбило окна в трех многоквартирных домах.
- Мы оказались буквально в ста метрах от одного из эпицентров прилетов. Сзади нас ехала машина с ребятами, там все двухсотые. Несколько секунд - и мы бы с вами сегодня уже не разговаривали. Приехали к ДК, помогли раненым, отвезли пять человек в центральную районную больницу. Потом несколько дней подряд работали на завалах, - поделился Александр Сидоренков.
Здесь, в рыльском Доме культуры, он познакомился с супружеской парой Романом и Юлией Токаревыми, которая может считать 20 декабря своим вторым днем рождения. В тот день Роман пришел в ДК, чтобы записать с коллегами новогоднее поздравление для земляков. В этот момент начался обстрел. Первый прилет пришелся во двор, ударом выбило стекла. Вторая ракета попала в машину Романа, третья — в фундамент ДК. Тут же обвалился пол. Люди скатились в образовавшуюся воронку — в подвал под кабинетом. Романа придавило видеопушкой и плитой, его жену — обломком доски. Коллеги помогли ему подняться, затем они вместе выбрались из подвала на улицу. На помощь подоспели ребята из «Молодой гвардии». Романа доставили в больницу с осколочным ранением лица и головы. Других сотрудников ДК — с контузией, ушибами.
25 декабря после прилета в городе Льгове Александр с товарищами помогали разбирать завалы. А в новогодние и рождественские праздники в костюмах Дедов Морозов и Снегурочек поздравляли ребятишек в пунктах временного размещения. Хороводы вокруг елки, песни, подарки (наполнить «дедушкины» мешки областная администрация помогла).
Многие деревни остаются пустынными. Велик риск вражеских налетов. Но туда, где возможно, потихоньку, по капле возвращается жизнь.
– Беда сплотила людей. Соседи, даже если кто-то раньше был в ссоре, поддерживают друг друга, делятся всем. Ремонт какой-то требуется, окна заколотить – помогут. У нас не было такого случая, чтобы кто-то на предложение помощи грубо ответил. Могут сказать, что у нас все есть, а вот нашим соседям нужнее. В общем хороших людей больше. Так всегда было, — убежден Александр Сидоренков.
Светлана МАЛЯВСКАЯ
Фото предоставлено Александром Сидоренковым