«Лимон» им в помощь?

Михаил БОНДАРЕВ
17.04.2019 09:55
Нехватка учителей в сельских школах остается одной из серьезных проблем образования.

    Временами кажется, что система отечественного образования - это плавучая платформа-лаборатория в бурном океане жизни. В лаборатории - бесконечные эксперименты, ее постоянно штормит, то тут, то там образуются пробоины, матросы падают за борт, их необходимо спасать. Многолетний шторм внедрения ЕГЭ и подводные камни оптимизации сельских школ остались, кажется, позади. Но при затишье вдруг обнаружилось, что ряды экипажа значительно поредели. И на «большой земле» это вроде бы разглядели.

   Далеко до благодати

    Как известно, президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил с 2020 года запустить программу «Земский учитель». Акцент сделан на то, что единовременную выплату в один миллион рублей будут получать педагоги, которые захотят переехать в глубинку. «Земский учитель» - это аналог уже существующей программы «Земский доктор». Идея, вне сомнения, правильная, по моему мнению, ее вообще надо было принимать гораздо раньше.

    Решит ли это проблему нехватки учителей на селе? Готовы ли городские учителя, в том числе молодые, отправиться в сельскую местность? Здесь пока достаточно много вопросов, на которые трудно однозначно ответить.

    В связи с этим сразу вспоминается широко разрекламированная общественно-коммерческая программа «Учитель для России», запущенная в стране в 2015 году при поддержке Сбербанка. И в нашем регионе она внедрена (о ее плюсах и минусах мы неоднократно рассказывали). По моему мнению, жирный минус этой программы в том, что она действует далеко не во всех районах, а по большей части в муниципалитетах, приближенных к Московской области. И охватывает некоторые школы крупных городов и достаточно развитые экономически поселки и села. Например, Ворсино, Кудиново, Высокиничи, Воротынск. Малонаселенные и отдаленные районы «Учитель для России», к глубокому сожалению, обходит стороной, хотя именно там хватает школ со «сложным социальным контекстом».

   Урокодатели, совместители

    На самом деле в настоящий момент в районах области в сельских школах не хватает учителей по многим предметам. Ощущается дефицит учителей иностранного языка, информатики, русского языка, изо и музыки. В районах много случаев, когда учителя работают по совместительству в нескольких сельских школах. Все это, естественно, не может не сказываться на качестве обучения детей. В Серпейской школе (Мещовский район) уже несколько лет не могут найти учителя английского языка. Учитель физики с высшим педагогическим образованием на район всего один. Учителям приходится переучиваться. К примеру, учитель начальных классов переучивается и становится еще и преподавателем иностранного языка. За последние годы в школы района пришли работать только два молодых учителя, окончивших педучилище в Мещовске, которое сейчас входит в структуру Кировского индустриально-педагогического колледжа.

   Вспомнить о распределении

    Сами учителя считают, что программа «Земский учитель» поможет решить проблему нехватки педагогов на селе. Но лишь отчасти. Есть опасения, что после необходимой отработки специалисты вернутся в город. Как и медики, они будут вкладывать свой миллион рублей в покупку жилья не в селе, а в городе. Наиболее действенным способом решения проблемы, по мнению многих, было бы значительное повышение зарплаты сельского учителя. И плюс к этому социальная поддержка в строительстве собственного дома или в его приобретении на месте.

    На мой взгляд, для улучшения ситуации нужно принимать меры, чтобы число выпускников вузов по педагогическим специальностям увеличивалось. И молодежь шла работать не в турфирмы и торгово-развлекательные центры, а именно в школы - учить детей. Кроме того, может быть, пришло время вспомнить хорошо забытое старое - вернуть систему распределения. Когда каждый молодой специалист обязан был отрабатывать по своей профессии минимум три года. Тем более если он обучается на бюджетные деньги.

    Хочется надеяться, что на уровне государства, чтобы реально помочь сельским школам, не ограничатся только «спасательным кругом» - программой «Земский учитель», а примут целый комплекс мер. Иначе ни о каком повышении качества школьного образования в России и в нашем регионе в частности не может быть и речи.

eac3c2570545d037b68a.jpg
Александр Аникеев, министр образования и науки области:

    - Тотального дефицита кадров у нас на селе нет, но действительно есть проблема нехватки узких специалистов. Прежде всего учителей иностранного языка, физики, некоторых других предметов. Я считаю, что программа «Земский учитель» будет стимулировать приток молодежи в сельские школы. Но меня прежде всего интересуют условия, которыми будет сопровождаться эта программа: сколько лет должен отработать специалист на селе, на какие статьи расходов может направить выделенные средства?

    Здесь очень важно, чтобы и местные органы власти поработали над этим вопросом. Не хотелось, чтобы мы оказались в такой ситуации, когда человек получил деньги, а дом или квартиру в районе он приобрести не может, потому что там нет рынка жилья.

Рисунок Виктора АРТЕМЬЕВА.

Важно

В Калужской области ежегодная единовременная выплата назначается молодым специалистам - педагогическим работникам в следующих размерах (с учетом налога на доходы физических лиц): - работающим в сельских поселениях: по окончании первого года работы - 30 000 руб., после второго года - 40 000 руб., по окончании третьего года работы - 50 000 руб.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией