Живописец столь реалистичен в написании природы, изображении лесных обитателей в дереве и камне, что после встречи с его произведениями создается впечатление, будто побывал в лесу, вдохнув целебного воздуха.
Ступени становления
Николай Алексеевич —художник, фотограф, резчик по дереву и камню, керамист. Необычайно талантлив, как отмечают его коллеги по художественному цеху, и столь же скромен. С большим трудом удалось узнать, что родом он из Ростовской области, где окончил школу и получил в профессиональном училище специальность фотографа. Потом, как все парни, служил в армии. Там, вспоминает Николай, он написал свою первую картину. Краски попали в руки 20-летнему юноше случайно, он тогда даже не думал, что станет художником и живопись будет главной и неотъемлемой частью его жизни. После службы Котик решил учиться в Московской Академии реставрации.
В начале своего становления он нарисовал множество натюрмортов, будто оттачивая взгляд на природу вещей и предметов. Мастерство фотографа сыграло здесь определенную роль – многие умеют нажимать на кнопку фотоаппарата или фотокамеры телефона, как сейчас, но не все видят, как свет и тень меняют изображаемый предмет, делая его окраску насыщенней или бледнее, размывая очертания, преображая форму.
Человек лесной
А с живописью еще сложнее. Пейзажи - не статичные картинки, ухватить образ, поймать настроение необходимо сразу. Ведь уже через несколько минут, а иногда и секунд, все изменится – солнце за тучи спрячется, ветер подует, гроза разразится. А пишет, как вы уже поняли, Николай Алексеевич исключительно с натуры, проводя время на пленэрах в лесах.
В лес художник влюблен, понимает его, чувствует. Оттого ощущение, будто сам вдыхаешь сырость белесых вечерних туманов, слышишь, как шумят вековые сосны над обрывом в бору, как трепещет от ветра листва молодого осинника, любуешься серебрящимся под солнцем инеем на ветках. Полный эффект присутствия. И при этом у мастера превосходное чувство цвета – все, как в природе, изображения живые, передающие даже, кажется, запахи. Неудивительно, что такое искусство отзывается в душах людей.
Мне рассказали, что как-то на выставке в Людинове, где можно было приобрести понравившиеся работы художников, в течение часа купили целых восемь картин Котика! Столько в них теплоты и реализма!
Кумиром и эталоном в пейзаже Николай считает великого русского художника Ивана Шишкина. Еще в детстве родители подарили ему альбом с репродукциями известных картин мастера. «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу» и по сию пору вдохновляют на написание собственных пейзажей. И внимательный взгляд любителей живописи, конечно же, уловит определенное сходство манеры Котика с техникой Шишкина.
Собиратель кореньев
Есть у Николая Алексеевича еще одна страсть – бродя лесными тропами, пробираясь сквозь непролазные чащобы, любуясь старыми, видавшими виды деревьями, он подмечает интересные сучки, извилистые веточки, коряжки, одеревеневшие в причудливых изгибах корни, наросты на стволах – капы. Все это богатство превращается руками мастера и воображением художника в семейство лесных оленей, былинного богатыря на коне, русалок и лесных царей, деревяных зубров, лесных птиц и морских животных. На раскрывшиеся бутоны загадочных цветов и морские раковины похожи его вазы из капов.
Некогда будучи в Дрездене в художественной галерее, увидел художник деревянный образ Архангела Гавриила XVI века. Это творение и сподвигло Николая попробовать себя в роли резчика. С тех пор мастерство его только крепнет, совершенствуется. И ходит он в лес не только с мольбертом и кистями – в заплечной сумке есть место для обкатанного лесными речками и заводями плавуна, очищенных от земли кореньев. Как волшебник он вдыхает в них новую жизнь, радующую людей своей красотой.
Каждая работа – это ступень в развитии. Каждая важна для познания окружающего мира, природы. Работами восторгаются, значит, мне что-то удалось. Но нет предела совершенству, и всегда есть то, что еще нужно постичь и познать. Поэтому я постоянно в работе.
Фото Вадима ВОСТРИКОВА, Татьяны САВКИНОЙ и из архива мастера.