Лебединая песня советского космоса

Дмитрий Богатырёв
16.11.2018 12:49
30 лет назад, 15 ноября 1988 года, состоялся космический полёт многоразового орбитального корабля «Буран»

Сегодня живых участников создания этого уникального космического аппарата становится все меньше и меньше. Появляются публикации авторов, весьма далеких от этого процесса, и зачастую забываются люди, внесшие неоценимый вклад в разработку «Бурана». Но мы не имеем права предать их имена забвению.

Ответ американским челнокам

После начала работ в США по созданию многоразовой космической системы «Спейс-Шаттл» руководство СССР несколько лет колебалось в вопросе дальнейшего пути развития авиационно-космической техники. Только в 1976 г. принимается решение о создании отечественной многоразовой космической системы с орбитальным кораблем «Буран» и тяжелым ракетным носителем «Энергия». Разработкой и изготовлением «Бурана» занимались НПО «Молния» (г. Москва) и Тушинский машиностроительный завод под руководством Главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского. На «Молнии» быстро начали раскручивать тему, так как сюда были переведены специалисты, ранее разрабатывавшие воздушно-орбитальный проект «Спираль», ставший основой новой системы. Военное представительство на «Молнии» возглавлял полковник Виктор Царев, на «ТМЗ» - полковник Владимир Кризский. Отдел управления заказов военно-воздушных сил, который обеспечивал создание корабля, возглавил кандидат наук полковник Олег Храмов, также занимавшийся темой «Спираль». Особое внимание было обращено на две проблемы: выбор рационального управления при входе в плотные слои атмосферы и теплозащита.

Новые материалы обеспечил Обнинск

В создании корабля участвовало 20 институтов АН СССР, 59 отраслевых НИИ, 52 конструкторских бюро, 26 заводов,46 вузов. В этом ряду достойное место занимало Обнинское НПП «Технология». Здесь военное представительство возглавлял подполковник Владимир Вельбык.
Обнинцам было поручено разработать материалы, способные обеспечить тепловую защиту фюзеляжа для 40 полетов при температурах от плюс 1200 градусов до минус 250 (знаменитые «плитки»), створки отсека полезного груза, космическую оптику для кабины космонавтов, высокотемпературные уплотнения для герметизации и другие элементы.
Всего в «Технологии» разработали и изготовили около 10 процентов веса на каждый корабль – кораблей, включая технологические и штатные, было несколько.
В процессе работы возникало множество научных, технологических и организационных проблем, которые успешно решались. Например, при разработке теплозащитного материала сразу не удалось достичь одного из основных показателей – прочности. Повторение методов, изложенных в зарубежной научно-технической литературе, не дало ожидаемых результатов. Тогда с помощью ВИАМа (ВНИИ авиационных материалов) провели проверку публикаций и пришли к выводу, что они ведут по ложному следу. Решили разработать свой метод. Ученые и технологи создали специальную добавку, которая обеспечила необходимую прочность тепловой защиты. Кроме того, был получен значительный выигрыш в весе корабля.
Многие специалисты НПО «Технология» могут гордиться тем, что принимали участие в этом выдающемся проекте. Достаточно сказать, что сразу после посадки «Бурана» присутствующие иностранные специалисты, подходя к еще раскаленному аппарату, выразились так: «Шапку долой перед достижениями русских!»

В короткие сроки

Американцы все работы выполняли последовательно. Сначала проводились испытания на технологических объектах, а сам корабль собирался уже проверенными комплектующими, что требовало больших затрат времени. У нас время было строго ограничено! Поэтому работы велись параллельно - собирался штатный корабль и одновременно шли испытания на технологических машинах. В случае отказа делались доработки или замены. Например, когда штатная машина уже была в стапеле, готовая к запуску, на технологической машине при моделировании режимов полета вспучилось теплозащитное покрытие, что в полете привело бы к сгоранию корабля. По решению академика Валентина Глушко был в кратчайшие сроки разработан высокочувствительный метод неразрушающего контроля качества монтажа тепловой защиты. В его создании участвовали НПО «Технология», ВИАМ, филиал Физико-химического института им. Карпова и ряд других отраслевых институтов.
В связи с 30-летием запуска «Бурана» поздравляю всех коллег, участвовавших в его создании. Хочу пожелать вам крепкого здоровья и жизненных успехов. Ваш опыт и лучшие традиции пригодятся последующим поколениям покорителей космоса!


Из досье

Заслуженный деятель науки и техники Калужской области Дмитрий Богатырев в 1978-1988 годах был ведущим офицером по теме «Буран» военного представительства в Обнинске. В частности, принимал более 40 тысяч теплоизоляционных плиток, созданных для космического корабля в НПО «Технология». Сейчас руководит представительством ГК «Ростех» в Калужской и Брянской областях.

840_1.png
Представители военного ведомства в проекте «Буран» Дмитрий Богатырев (справа) и летчик-космонавт, дважды Герой СССР Леонид Попов


Мы должны их помнить!

На ОНПП «Технология» трудился хорошо организованный коллектив квалифицированных ученых, инженерно-технических специалистов, рабочих и служащих. Вот неполный их список: генеральный директор доктор наук Александр Ромашин, заместитель директора доктор наук Андрей Савин, заместитель директора доктор наук Анатолий Шатанин, главный инженер Виктор Цуканов, начальник научно-исследовательского отделения доктор наук Валерий Щербаков, начальник научно-исследовательского отделения кандидат наук Роза Келина, начальники лабораторий Владимир Ляпин, Николай Мухин, Виктор Муратов, Вячеслав Самсонов, Валерий Локшин. Начальники секторов: кандидат наук Евгений Данилов, кандидат наук Юрий Максимов, Юрий Дряпочко, Николай Выморков, ведущий инженер Павел Недойнов, начальник конструкторского отдела Эдуард Цибин. Начальники цехов: Любовь Мужанова, Анатолий Быков, Александра Куликова, Гарий Рогов, Вячеслав Кирюшин, Александр Шубин и многие другие.
Необходимо упомянуть также бригады цехов № 19, 91, 92, 94, 95, 96, обеспечившие выпуск продукции космического качества, и работников отдела технического контроля, который возглавляла Людмила Зверева. Отдельно надо отметить сотрудников военной приемки Алексея Антонова, Раису Залевскую, Елену Гречневу.
Многих из перечисленных уже нет с нами.


В газете этот номер был опубликован под заголовком "Два витка над планетой"

Важно

Единственный полет «Бурана» и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в «Книгу рекордов Гиннесса».

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией