Купеческие амбиции

Капитолина КОРОБОВА
07.09.2020 08:00
Просчитываем шансы Калуги на лидерство в конкурсе «Торговля России».

    1 сентября закончился прием заявок на третий ежегодный конкурс «Торговля России». Его учредитель – Минторг РФ. Жюри ищет достижения и лучшие практики разноформатной торговли. При отборе победителей учитываются внешний вид, оборудование объектов, их востребованность.

   А нам это надо?

    Престижно поучаствовать? Однозначно. Но что, к примеру, могла бы показать такого эксклюзивного Калуга? Мысленно проанализируйте наш сервис и оцените конкурентоспособность объектов торговли для каждой номинации. Нашли участника, которой может претендовать на звание лидера России?

    А ведь не проходит и дня, чтобы кто-то в своих парадных речах не сказал, что Калуга - это купеческий город со своими древними традициями. Да, это так, но традиции не перешли в наш день. Не стала Калуга ни в советское, ни в нынешнее время лидером, зачинателем чего-то передового в сфере торговли. Хотя по статистике количество торговых объектов в областном центре значительно выше, чем в других городах России.

    У нас есть все форматы, но нет ничего уникального. Ярмарки? Обычные: на улице Чебышева по выходным и на территории ДК «Арена» на Московской, на Театральной - дежурная торговля в красивых палатках. Торговые центры? Их с десяток, но все как под копирку. Торговая улица? На Театральной запланирована реконструкция-реставрация, но пока все затихло. Торговый фестиваль? Раз в год, на День города. Лучшая фирменная сеть местного товаропроизводителя? Любим «Спутник», но конкурентоспособна ли она по сравнению с другими российскими? Местные объекты фаст-фуда... Вы о чем?

    С большим сожалением можно говорить об утрате иллюзий по поводу обретения нового рынка на Грабцевском шоссе. Учредители рынка, подогревая интерес публики к своему детищу, расказывали, что это будет туристический объект, где престижно побывать каждому гостю города. В итоге не только туристическим объектом рынок не стал, но даже сами жители туда заглядывают редко.

    То, что получили в центре, на Герцена, 27, выглядит по-сиротски и не достойно того, чтобы называться рынком областного центра. Рынки-выручалочки на правом берегу, на «Холодильнике» у Пучковского моста весьма заурядны и примитивны для конкурса.

   Равнение на лучших

    А теперь обратим ваше внимание на победителей конкурсов прошлых лет. Особенно это будет интересно для тех, кто побывал в этих местах и знает, о чем речь.

    При выборе лучших торговых городов оргкомитет смотрел на темпы развития, в том числе на динамику роста торговых объектов, наличие разноформатной торговли, учитывал бизнес-климат по отзывам общественных объединений предпринимателей. Всего победителями в этой номинации оказались шесть городов: Рязань, Владимир, Звенигород, Великий Устюг, Воронеж и Краснодар.

    Примечателен тот факт, что четыре города-победителя были основаны ранее XIII века: Рязань, Владимир, Звенигород и Великий Устюг. Торговые традиции зародились в них давно, а население сохранило их и пронесло через века. И вот тут калужанам должно быть очень обидно. Мы, похоже, не сохранили.

   Лучшими торговыми улицами России признаны те, что находятся в исторических центрах городов: Почтовая в Рязани, Большая Покровская в Нижнем Новгороде, Маросейка и Покровка в Москве, Кирова в Ярославле. Это визитные карточки городов, это места, в которых представлена многоформатная торговля и заведения общественного питания на любой вкус и кошелек. Калужская Театральная, мы ждем твоего преображения!

    Ярмарки. Их любят все: и мы, покупатели, и коробейники. Главное преимущество этой торговли в том, что для нее не нужно предоставлять земельный участок. Можно хоть улицу перекрыть на выходные и проводить там ярмарку. Ярмарки формируют культурную среду, увеличивают привлекательность и комфортность города как для туристов, так и для его жителей. Если организаторы люди творческие, то здесь устраиваются концерты, игры, особым образом оформляется территория и сами места торговли. Увы, в Калуге таких затей нет, а если и бывают, то сугубо к редким знатным праздникам.

    Возможно, наши читатели бывали на ярмарках городов-победителей: в Тамбове, Мытищах, Белгороде, Липецке, Калининграде, поселке Линево в Новосибирской области, городе Корсакове Сахалинской области, городе Дальнегорске Приморского края. Что вам там понравилось? Какой вы видите фирменную калужскую ярмарку?

    А что такое современный розничный рынок? Это и торговля, и культура, и досуг, и многое другое. Лидеры – рынки России, по оценке жюри Минторга, находятся в Ярославле, Воронеже, Тюмени, Ставрополе, Саранске (Мордовия), Санкт-Петербурге (Хасанский рынок), Ростове-на-Дону, Оренбурге, Москве (Даниловский рынок), Калининграде, Армавире (Краснодарский край).

    Если проанализировать работу победителей, то можно прийти к выводу, что в Калуге и нам такое было бы по плечу, тем более что на Грабцевском шоссе здание просто шикарное для торговли. Однако совокупность каких-то субъективно-объективных факторов не делает его популярным у жителей.

    А теперь сюрприз. Под торжественный барабанный бой сообщаем, что в прошлом году среди победителей этого престижного всероссийского конкурса Министерства торговли РФ оказался... наш НАУКОГРАД! Это, конечно, приятно и почетно. Однако на итоги конкурса сразу смотришь иначе. И сколь бы ни патриотичны были наши чувства, но ради объективности нужно признать, что жюри сделало странный выбор.

    И еще раз досадуем на то, что калужанам-то и представить нечего.

Фото с сайта конкурса.

Важно

Лидеров России ищут в одиннадцати номинациях: «Лучший торговый город», «Лучшая торговая улица», «Лучший нестационарный торговый объект», «Лучшая ярмарка», «Лучший розничный рынок», «Лучший мобильный торговый объект», «Лучший магазин», «Лучший объект фаст-фуда», «Лучший оптовый продовольственный рынок», «Лучшая фирменная сеть местного товаропроизводителя», «Лучший торговый фестиваль».

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика