Крылатый монумент

Нина ЗАМАХИНА
27.08.2019 10:03
Самолёт Ан-12, установленный на постамент на въезде в Балабаново, станет первым объектом военно-патриотического авиапарка.

12 августа в стране отметили День Военно-воздушных сил, а 18 августа – День воздушного флота России. В Боровском районе к этим памятным датам приурочили открытие монумента: на постамент перед Ермолинским аэродромом был установлен самолет Ан-12. Церемония открытия памятного объекта прошла в субботу, 17 августа.

Воспитывать патриотов

Генерал-майор Дмитрий Костюнин, заместитель начальника Главного управления авиации Росгвардии, передал участникам церемонии поздравления главы федеральной службы с профессиональным праздником и отметил важность появления памятника, прежде всего, для успешной работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Заместитель главы региона Василий Быкадоров сообщил собравшимся, что рядом с Ан-12 должна появиться и другая авиационная техника, прославляющая мощь российской авиации, в рамках создания в Боровском районе парка авиатехники, концепция которого будет созвучна идее парка «Патриот».

Василий Быкадоров отметил, что перспективы развития площадки авиапарка будут обсуждаться с руководителем администрации Боровского района Николаем Калиничевым и командиром воинской части Игорем Юрченко.

Легендарный транспортник

На территории Ермолинского аэродрома базируется 70-й смешанный авиаполк Федеральной службы войск Росгвардии, военнослужащие которого и стали инициаторами реставрации списанного Ан-12. Когда-то этот самолёт использовался для испытаний на Ермолинской базе НПО «Взлёт», но после повреждения кабины был убран за пределы лётного поля и оставлен там на четверть века. Между тем воздушные суда этого типа активно участвовали в боевых действиях на территории Афганистана, доставляли военнослужащих и боевую технику в другие горячие точки. Вот и появилось предложение – восстановить самолет, сделав его памятным объектом, а затем организовать в нем музей.

Реставрацией самолета военнослужащие занимались в свободное от основной работы время более двух лет: нужно было восстановить фюзеляж, крылья, остекление кабины, стойки, двигатели…

Идея открытия памятника нашла понимание и поддержку как руководства местного муниципалитета, так и представителей деловых кругов, оказавших помощь в предоставлении необходимых запчастей, выполнении очень непростой операции по транспортировке самолёта и установке его на постамент, благоустройстве прилегающей территории.

Боевые традиции

В день открытия памятного объекта инициаторы и участники события вспоминали и тех, кто создавал традиции Ермолинского аэродрома.

Аэродром с грунтовой полосой построили в 1938-м вблизи небольшой деревни Инютино. В 1939 году сюда были перебазированы 11-й и 24-й полки 6-го авиакорпуса из Кубинки, а в мае 1941 года – 151-й авиационный полк.

С началом Великой Отечественной войны военнослужащие вошли в состав 318-й истребительной авиационной армии. Шестого июля 1941 года инютинский летчик С. Гошко на самолете Як-1, когда в ходе боя у него отказал пулемет, совершил таран хвостовой части самолета противника. 10 октября 1941 года командиру эскадрильи 11-го полка капитану К. Титенкову, сбившему к этому времени уже 7 фашистских самолетов, было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени самолеты с Инютинского аэродрома были перебазированы. В домиках авиаторов разместились штаб и службы обеспечения 110-й дивизии народного ополчения, отсюда по вражеским позициям наносили удар знаменитые «катюши». 20 октября нашим войскам был отдан приказ занять оборону в районе реки Нары, аэродром оказался в зоне оккупации. Советские самолеты вернулись на него в начале 1942-го.

В 1951 году инютинские летчики были отправлены в длительную командировку – на войну в Северную Корею, где летчик С. Субботин совершил первый в мире воздушный таран на реактивном истребителе. В 1953-м 192-й авиационный истребительный полк вновь вернулся в Инютино.

В 1964-м на аэродроме начала работать Ермолинская лётно-испытательная база (НПО «Взлёт» Минрадиопрома). Под руководством легендарной лётчицы Валентины Гризодубовой здесь проводились испытания секретного оборудования. В 1965-1967 гг. было проведено переоборудование аэродрома, построены бетонные взлетные полосы и стоянки.

А в 1991-м Ермолинский аэродром стал местом базирования формирующегося авиационного полка МВД – 70-го смешанного полка Росгвардии, личный состав которого выполнял свой воинский долг в горячих точках, в зоне боевых действий, познав и горечь потерь… Об этих страницах истории Ермолинского аэродрома и летных частей, базировавшихся на нем, рассказывает музей, созданный при военной части.

Авиапарку – быть!

– Мы вспоминаем ветеранов и тех, кого уже нет с нами. Мы вспоминаем тех, кто заложил традиции в авиации и в военные годы, и в послевоенное время. Сегодняшнее открытие монумента – это только начало. Планы, которые есть у администрации Балабанова и воинской части, мы, конечно, воплотим в жизнь, – сказал глава администрации Боровского района Николай Калиничев, добавив, что в Балабанове должна появиться площадка, которая будет открыта для посетителей со всей страны, желающих узнать больше об истории российской авиации.

Как и в прошлые годы, самолёты и вертолёты авиаполка в этот день были доступны для экскурсий, а над монументом «Ан-12», разгоняя облака, пролетел его полный тёзка.

Ан-12 символизирует эпоху транспортной авиации, которая началась еще полвека назад. Эти машины летают и сегодня, демонстрируя надежность и эффективность в выполнении самых разных задач. Прародителем всех тяжелых четырехмоторных самолетов (дальних бомбардировщиков, транспортных самолетов) был первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», построенный в начале прошлого века российским авиаконструктором Игорем Сикорским. Гости ермолинского авиаполка смогли увидеть радиоуправляемую модель этого легендарного бомбардировщика. Ее автором является сотрудник ОНПП «Технология» Андрей Федоренко. Модель построена в масштабе 1:10 с помощью тех же материалов и технологий, которые применялись при производстве ушедшего в историю «Ильи Муромца» 100 лет назад.


Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика