В действии пожарный поезд, именно так называется подразделение, мы увидели на недавних учениях на станции Калуга-1. Пока их коллеги тушили условное возгорание в здании вокзала, железнодорожные пожарные боролись с огнем и эвакуировали «пострадавших» из стоявшей рядом электрички. Сейчас на территории области таких поездов всего два – в Калуге и Сухиничах. С калужским мы познакомились поближе.
Колеса истории
Выдыхая клубы пара, глотая уголь жерлами топок, ходили по российским просторам паровозы, в теплушках, на крышах ехал народ. Разоренная Гражданской войной страна пыталась налаживать жизнь.В 1921 году для борьбы с пожарами на железной дороге с мая по ноябрь в соответствии с постановлением Совета труда и обороны республики Народные комиссариаты внутренних дел и путей сообщения (кстати, возглавлял оба ведомства Феликс Дзержинский) создали семь дежурных пожарных поездов.
Лопаты, ломы, бочки на колесах, ручной пожарный обоз и «пожарная машина ручного действия на двухколесном ходу» – так выглядело вооружение первой пожарной команды, организованной на Калужском узле Сызрано–Вяземской железной дороги. Сами огнеборцы ютились в снятом с колес старом товарном вагоне на территории механических мастерских (ныне Калужский завод путевых машин и гидроприводов).
Пожарный поезд в Калуге сформировали уже в 1923-м. Он состоял из одного товарного вагона и двух паровозных тендеров – специальных грузовых вагонов с емкостями для воды. Между ними был установлен паровой насос, который действовал от паровоза. Караульное помещение с канцелярией и гараж для пожарной машины построили напротив вокзала уже в 1928 году.
В годы Великой Отечествоенной войны, с июня по октябрь 1941-го, поезд участвовал в ликвидации пожаров на горевших от бомбежек станциях Алексин, Тихонова пустынь, Вязьма, Сухиничи. В октябре стрелково-пожарная охрана эвакуировалась в тыл. Поезд перевели на станцию Раивки под Уфой. Только в 1945 году состав вернулся на постоянное место дислокации, на станцию Калуга.
Горячие будни
События на станции Перспективная вошли в историю не только поезда, но и всего Калужского гарнизона. В 2008 году здесь сошли с рельсов и опрокинулись несколько железнодорожных цистерн с бензином. Начался пожар. Город затянуло черным дымом. Огонь распространялся очень быстро. Общая площадь возгорания составила 600 квадратных метров. С ним боролись около ста пожарных, 21 единица техники. Несколько часов понадобилось, чтобы обуздать пламя.– Одни из последних крупных пожаров, в тушении которого участвовал наш поезд, произошел по станции Нара года четыре назад. Горело хранилище нефтепродуктов в воинской части. Были собраны силы со всей Московской области. Среди них три пожарных поезда, – рассказал Александр Карпушов, начальник поезда.
Александр Алексеевич – ветеран службы, работает в системе ведомственной охраны, к которой относятся и пожарные поезда, с 1981 года. После армии пришел стрелком в брянский отряд. Отучившись в Москве, стал железнодорожным пожарным и переехал с родной Брянщины в Калугу. В 2011 году возглавил пожарный поезд.
– Могу сказать, что коллектив у нас стабильный. Есть те, кто после армии пришел и работает по сей день. Это Сергей Валерьевич Алферов (с 1994 года), Сергей Александрович Петров (с 1993 года), - продолжил начальник поезда. - Работают у нас после выхода на пенсию и пожарные из структур МЧС. Очень ценим их знания, их опыт.
В отличие от коллег из Федеральной противопожарной службы железнодорожные пожарные хотя носят погоны, но не имеют званий и называются «работниками». Зарплаты здесь не самые высокие, многих льгот, в том числе права на досрочную пенсию, нет. А в профессионализме, горячем отношении к своему делу ничем не уступают. Пожарный поезд Калуга-1 имеет статус «Аварийно-спасательное формирование», все работники - «спасатель».
Коллектив поезда – 24 человека. Бойцы круглосуточно несут вахту. Дежурный караул – это четыре бойца, машинист насосных установок и начальник караула. И если прозвучит сигнал тревоги, в течение десяти минут будет подан тепловоз (электропоезда не подойдут, поскольку участки железной дороги, где произошла ЧС, обязательно обесточивают), из-под колес уберут тормозные башмаки, отбросят лестницы – и тронется красный состав.
- 120 тонн – запас воды в двух цистернах пожарного поезда (летом количество цистерн увеличивается вдвое);
- 5 тонн пенообразователя и 200 литров пленкообразующего пенообразователя для тушения ядовитых веществ;
- 80 пожарных рукавов, с помощью которых можно проложить магистральную линию на 1000 метров и 600 м - рабочих линий;
- 1 км от железнодорожного полотна – радиус тушения пожара;
- 3 суток поезд может работать автономно.
- 5 тонн пенообразователя и 200 литров пленкообразующего пенообразователя для тушения ядовитых веществ;
- 80 пожарных рукавов, с помощью которых можно проложить магистральную линию на 1000 метров и 600 м - рабочих линий;
- 1 км от железнодорожного полотна – радиус тушения пожара;
- 3 суток поезд может работать автономно.