17 мая, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 16.05.2024, 21:30
Калужская пара зарегистрирует брак на выставке «Россия» в Москве
Калужская пара зарегистрирует брак на выставке «Россия» в Москве
Общество 16.05.2024, 21:00
Перемышльские аграрии модернизируют молочные комплексы
Перемышльские аграрии модернизируют молочные комплексы
Общество 16.05.2024, 19:22
В Кондрове благоустраивают старинный парк
В Кондрове благоустраивают старинный парк
Культура 16.05.2024, 18:17
Юные калужские музыканты привезли фестивальный Гран-при из Казани
Юные калужские музыканты привезли фестивальный Гран-при из Казани
Общество 16.05.2024, 16:24
Калужских синоптиков поздравили со 190-летием Гидрометслужбы России
Калужских синоптиков поздравили со 190-летием Гидрометслужбы России
Общество 16.05.2024, 16:23
В Калуге обсудили научно-технологическое развитие региона
В Калуге обсудили научно-технологическое развитие региона
Общество 16.05.2024, 16:03
Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс массового рационализаторства
Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс массового рационализаторства
Культура 16.05.2024, 16:00
В Перемышле прошёл первый районный Пасхальный фестиваль
В Перемышле прошёл первый районный Пасхальный фестиваль
Культура 16.05.2024, 15:41
Калужская область и Китай будут развивать сотрудничество в культурной сфере
Калужская область и Китай будут развивать сотрудничество в культурной сфере
Криминал 16.05.2024, 15:33
В калужском лесу найдено тело мужчины
В калужском лесу найдено тело мужчины
Общество 16.05.2024, 15:04
В Людиновском районе строитель упал с четырехметровой высоты
В Людиновском районе строитель упал с четырехметровой высоты
Общество 16.05.2024, 14:26
Первоклассникам калужской школы №4 рассказали о важности соблюдения ПДД
Первоклассникам калужской школы №4 рассказали о важности соблюдения ПДД
Общество 16.05.2024, 13:38
В Тарусе начался капитальный ремонт детской библиотеки
В Тарусе начался капитальный ремонт детской библиотеки
Экономика 16.05.2024, 13:32
Владислав Шапша обсудит с китайскими партнерами развитие транспортно-логистического центра в Ворсине
Владислав Шапша обсудит с китайскими партнерами развитие транспортно-логистического центра в Ворсине

Караван на мушке

Общество 30.06.2022, 11:22

 Военный водитель всегда под прицелом

Здесь глаза могут быть у камней, у зарослей «зеленки». Кто поручится, что сейчас на тебя не смотрят в ружейный прицел. Редкий рейс обходился, когда колонна не попадала под обстрел. Туго затянут ремень каски. Под рукой автомат. Срочник Александр Харьков сжимал баранку своего ГАЗ-66. Это позднее военные водители будут вешать на двери кабины бронежилеты. А сейчас 1980-й, первый год афганской войны. 


Горячие гильзы


ветеран 4.jpg В 19 лет многое воспринимается как должное. В одни сутки Александра вместе со сослуживцами перебросили из ГДР в Узбекистан. Молоденькие солдаты и представить не могли, что впереди война. Понимание стало приходить, когда начали получать новые машины, вооружение. Подготовка заняла примерно месяц. В конце декабря эшелоны двинулись чрез реку Амударью в город Хайратон. Советские войска входили в Афганистан. Приказом министра обороны СССР предписывалось войскам 40-й армии перейти границу с целью оказания интернациональной помощи афганскому народу. 

Отдельный батальон материального обеспечения, где служил Харьков, расположился под Кундузом. Перевозили боеприпасы, горючку, продовольствие и прочее имущество для армии. Работа была настолько «спокойной», что даже водовозка выезжала в город в сопровождении БТРа. На дальние расстояния выдвигались большими колоннами – БТР впереди, БТР в конце, иной раз под прикрытием вертолетов. Напасть духи могли в любой момент. Подбивали первую машину и начинали молотить середину каравана. Зажатые между горами автомобилисты занимали круговую оборону. Водители быстро выучили – едешь по населенному пункту, а жителей нет – значит, будет обстрел. Когда приходили душманы, мирный народ уходил в горы.

Саланг


Тяжелее всего было на высокогорье. Страдали от кислородного голодания люди. Пыхтела техника – жмешь на газ, а обороты все ниже. Сказывался разряженный воздух. Зимой на серпантине в снег, гололед стоило большого труда удержать тяжелую машину.

Много раз ходил Харьков через знаменитый перевал Саланг в горах Гиндукуш. В переводе на русский – суровый. Высота 3 878 метров над уровнем моря, сильный мороз зимой и пронизывающий ветер круглый год оправдывали это название. Здесь в скале был пробит тоннель длиной более чем в два с половиной километра. Его строили московские специалисты–метростроевцы по договору с правительством Афганистана с 1958-го по 1964-й год. Две дороги спускались с Саланга: одна – на север к границе с Союзом, а другая – на юг к Кабулу. Через перевал непрерывно шел поток транспорта. Ширина проезжей части 6 метров, поэтому войти в тоннель могла только одна колонна. Количество машин ограничивали после того, как здесь выхлопными газами задохнулись советские военные. И это был не единственный случай. 

О войне, о тяготах службы Александр домой не писал – нечего расстраивать родителей. Хотя весточки отправлять солдатам разрешали. Конечно, письма проходили через особый отдел.

«Но баранку не бросал шофёр»


ветеран2а.jpg Близились заветные 100 дней до приказа, когда поступило распоряжение – перегнать три машины с радиостанциями из Кабула через Саланг в Кундуз. Александр, как командир отделения, шел во главе колонны. Тот день он и теперь помнит до минуты. Было 16.00, когда вошли в населенный пункт Баглан. Это между городами Пули-Хумри и Кундузом. Место гиблое – здесь постоянно обстреливали советские военные караваны. И в этот раз засвистели пули.

Прошило мой автомобиль. Из трехлинейки, наверное. Пробило капот, дверь. Я получил ранение в ногу. Собрался с силами, вытащил ручной газ и гнал машину, пока не увидел наш танк, стоявший на охране моста. Колонну удалось вывести из-под обстрела. Меня сразу отправили в госпиталь, – вспоминает Александр Харьков.

Его наградили медалью «За отвагу». Но прежде были почти восемь месяцев госпиталей. В июле вернулся к родителям в Сухиничи, опираясь на костыль. До осени самой ходил с палочкой, а потом занялся поисками работы. Она нашлась поблизости, Сухиничи - крупный железнодорожный узел. Александр устроился оператором дефектоскопной тележки. Это специалист, который обследует состояние рельсов. Затем выучился на наладчика дефектоскопного оборудования. Через несколько лет его пригласили на работу в Калугу, а позже в Москву. 38 лет отдал Александр Николаевич железной дороге.

С теми, кто прошел афганскую войну, встречается и сейчас. С Аликом Ахмычем они вместе учились на курсах водителей в ДОСААФ, служили в ГДР, а потом в одном батальоне в Афгане. Вступил Александр Харьков в Калужское региональное отделение общественной организации «Боевое братство». 

Сегодняшние новости о событиях в Донбассе, на Украине он смотрит с особым чувством.

- Конечно, переживаю.  Это очень  трудно.  Такие боевые действия, с таким оружием.  Молюсь, чтобы наши ребята вернулись живыми, - говорит Александр Николаевич.

Один раз я подумал: «Все, Саша, смертушка пришла». Мы тогда в очередной раз под обстрел попали.  А у нас приказ – пока тебя или автомобиль не выведут из строя, должен продолжать движение на максимальной скорости. Я одной рукой за руль держусь, другой отстреливаюсь в окно. Гильзы по кабине летят. Жара, хэбэшка расстегнута. И одна горячая гильза прикипела к груди. Так больно. Думал, пуля попала. Но стряхнул ее. Слава богу, живой.


Фото из личного архива Александра Харькова.

Автор новости: Светлана МАЛЯВСКАЯ
Новости по теме
Калужская пара зарегистрирует брак на выставке «Россия» в Москве

Калужская пара зарегистрирует брак на выставке «Россия» в Москве

Перемышльские аграрии модернизируют молочные комплексы

Перемышльские аграрии модернизируют молочные комплексы

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика