Кто в бор гулять, а мы с фотокором Сергеем Лялякиным… пни смотреть. Повод, что и пять лет назад, – санитарные рубки сосен. Тогда здесь предполагалось снести более тысячи деревьев. Общественность возмутилась. На место выезжали руководство области и города, краеведы, биологи, журналисты. Владислав Шапша наложил на работы мораторий. Заботиться о Калужском боре, памятнике природы федерального значения, поручили областной Дирекции парков. При региональном министерстве природных ресурсов и экологии создали инициативную группу с участием активных горожан. Правда, просуществовала она недолго. И что, снова на те же грабли? Или, простите, пни?
Обсуждению подлежит
Еще в ноябре 2023 года специалисты Рослесозащиты провели обследование деревьев вдоль основных дорог и троп и назначили в рубку сотню высоковозрастных (старых и перестойных) сосен. Больше половины сухостой и аварийные, а 43 отправили под топор по признакам болезней. Мероприятие было согласовано с Минприроды России. В феврале этого года сотрудники Дирекции парков приступили к рубке.– В таком старовозрастном лесу практически нет здоровых деревьев. Из ста, назначенных в рубку, 43 (выбранных по признакам болезней), наверное, можно было бы оставить для естественного отпада. Но чиновники решили подстраховаться, якобы все они аварийные, с чем нельзя согласиться, и все пустили под топор. 12 февраля Дирекция парков начала санитарную рубку в бору. 2 марта группа специалистов обследовала места санитарной рубки вдоль асфальтированной дороги к лесничеству. Обнаружили многочисленные нарушения охранного режима особо охраняемой природной территории, – рассказала эколог и краевед Людмила Паутова.
Разговор о проблемах бора на этот раз шел в визит-центре национального парка «Угра» на заседании Союза краеведов области. Претензий, подкрепленных фото, набралось на дюжину пунктов. Среди них единовременная вырубка деревьев в количестве, превышающем естественный отпад, нарушение технологии – от обдира коры соседних деревьев, чрезмерно высоких пней до оставленных порубочных остатков, что угрожает пожарной безопасности бора, и еще более серьезные вещи, такие как отсутствие лесоустройства.
– Предлагаем заслушать руководство Дирекции парков на заседании рабочей группы по сохранению исторической памяти. Материалы о нарушениях в ООПТ «Городской бор» города Калуги направить в природоохранную прокуратуру. Для улучшения ухода и охраны восстановить лесничество в бору со штатом лесной охраны. На сегодняшний день лес без охраны и без защиты. Систематической работы по уходу за лесом не ведется. Необходимо провести лесоустройство в бору. Более 30 лет здесь не было лесоустройства, хотя по Лесному кодексу должно проводиться каждые 10 лет. Как можно работать без проекта! – озвучила предложения областного Союза краеведов Людмила Паутова.
О санитарных рубках, конечно, хорошо дискутировать до того как взялись за пилу и топор. Заключение Рослесозащиты было вывешено на сайте областной Дирекции парков. Своей точкой зрения поделился Виктор Гришенков, директор национального парка «Угра».
– Рубить в бору можно и нужно. Конечно, на фото выглядит страшно, но с точки зрения лесного хозяйства это ничтожные цифры. Запас древесины в бору высокий. До 10 процентов в рубку, это более 30 очень крупных сосен на гектар, не влияют ни на что, если заготовка леса идет без нарушений. Тем более что половина деревьев, которые отвели, – сухостой, опасный в местах рекреации. В 2023 году на мотофестивале в Тарусском районе ребенка с отцом в палатке убил упавший сук. Опасные деревья важно убирать своевременно. Но прежде чем вырубить, эти данные вывешиваются в интернет для общественного контроля. Мы можем обжаловать акты, но для этого надо иметь основания, если есть корневая гниль, внешне здоровое дерево может упасть в любой момент. Такие работы можно и нужно контролировать, – пояснил Виктор Гришенков.
Вопросы лесоустройства, лесовосстановления, защиты и охраны, организации рекреации на территории бора урегулировать куда сложнее.
Парк или памятник?
Посмотреть, что происходит в бору на самом деле, как устраняют недостатки, на которые указали общественники, мы приехали вместе с Алексеем Типикиным, заместителем директора областной Дирекции парков по природоохранной и научной деятельности. Прошлись вдоль дороги к бывшему лесничеству. Увидели, что завышенные пни спилили до нормативной высоты – одна треть диаметра дерева. Порубочные остатки в ближайшее время должны убрать, срубленные стволы – раскряжевать и вернуть в лес (в соответствии с охранным режимом бора), обдиры коры на стоящих рядом соснах – обработать.Не могла не спросить и о лесоустройстве. Что бывает при отсутствии планирования, калужане до недавнего времени видели на примере «озеленения» города.
– У нас ситуация уникальная. Такого, наверное, нет ни в одном регионе России. Калужский городской бор – памятник природы федерального значения, земля – областная, а категория земель – земли населенных пунктов, предназначенные для охраны природных территорий. Получается, что лесохозяйственный регламент (лесоустройство) должны утверждать органы местного самоуправления. Если бы это был региональный памятник природы, все решалось бы на уровне области, если земли ООПТ федерального значения – Минприроды РФ. Мы проводили встречу с представителями природоохранной прокуратуры, Рос-природнадзора, городским головой. Намечены пути решения. Первоначально планируется перевести земли в категорию земель особо охраняемых природных территорий. Далее двигаться, чтобы полномочия получила область. Тогда можно будет сделать лесоустройство, – очертил пути решения проблемы Алексей Типикин.
Не менее интересная ситуация с лесничеством, которое предлагают создать в бору уже который год. На данный момент есть лесничество по особо охраняемым территориям, организовано при городской управе. При этом работы выполняют сотрудники областной Дирекции парков. А охраной, поскольку это федеральный памятник, занимается Росприроднадзор.

День был будний, но нам постоянно встречались люди – кто-то пришел погулять в бор с детьми, кто-то совершал пробежку. Бор остается любимым местом отдыха. Судя по обращениям в нашу редакцию, большинство воспринимает как лесопарк, а не как памятник природы – почему нет лавочек, мангальных зон и т.д. Как сочетать высокую рекреационную нагрузку со строгим охранным режимом – одна из проблем. Их у бора, как видите, немало. Чтобы найти оптимальное решение все же следует возродить инициативную группу с участием экспертов и общественности.

В массе своей калужане хорошо относятся к бору. Есть те, кто по собственной инициативе с мешками мусор вдоль тропинок собирает. На субботниках всегда много волонтеров. Наша головная боль – молодежь на пит-байках, которая гоняет по бору. Это не автомобили – номеров нет. Шлагбаумы на дорогах для них не преграда. Сотрудники полиции приезжали, проводили рейды. Но ушлые ребята, завидев полицейских, сразу уезжали.Алексей Типикин.
Светлана МАЛЯВСКАЯ
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА