Сборка состоялась
- Алексей Олегович, брендбук 650-летия Калуги – что это?- Это результат большой работы, которая велась сектором главного архитектора больше года. Брендбук укладывает каждое событие в разработанную нами айдентику, связанную с калужской самобытностью. Она представлена пятью опциями: героическая, классическая, природная, народная, космическая. Впервые элементы брендбука мы представили в прошлом году во время празднования 75-летия Победы. В этом, юбилейном, году стилевые элементы присутствуют в оформлении всех значимых событий. Это и всероссийская акция «Новогодняя столица-2021», и 60-летие первого полета человека в космос, и юбилей города, который мы отпразднуем в августе, и 80-летие освобождения Калуги от фашистов, которое мы отметим в декабре.
Изначальная концептуальная прошивка была интегрирована сначала в оформлении новогодней столицы. В ней были отточены все инструменты брендбука начиная от шрифтов и кончая носителями, заложены общие инструменты и стилевые стержни. Во время эстафеты праздников юбилейного года использовались отдельные элементы. Например, опция «Калуга космическая» была выразительно представлена в апреле во время космического юбилея, народная – в оформлении ко Дню города в прошлом году, где использовалась перевить, героическая – во время празднования Дня Победы. Пика оформление достигнет во время празднования 650-летия города.
Смысл брендбука заключается в том, что им может воспользоваться любая структура, любой предприниматель, собрав конкретную афишу, меню, экраны или что-то иное. Мы оказываем всем необходимую помощь. Знаковые вещи для города выполняет сектор главного архитектора.
Брендбук можно сравнить с конструктором, который достаточно подробно разработан, или со сборкой международной космической станции. Сейчас она собралась, и элементы, которые мы туда подгружаем, не кажутся инородными и выглядят логично. Кстати, предварительную концепцию калужского брендбука мы представляли на фестивале «Зодчество-2021» в Москве в прошлом году, и она заслужила высокую оценку.
Можно использовать в дальнейшем
- Как создавался брендбук и можно ли будет использовать потом, когда праздники закончатся?- Конечно, он возник не на пустом месте. Мы много и внимательно изучали, что делалось в Калуге к 600-летию, от спичечных коробков, открыток, сувениров вплоть до больших панно. Мы изучили методы и адаптировали их под современное видение. Естественно, определенная преемственность существует.
Основные принципы брендбука - то наследие, которое останется от сегодняшнего юбилея, конечно, можно использовать и в дальнейшем.
Руководство и регламент
- А он каким-то образом будет увязываться с правилами благоустройства, которые готовятся принимать в городе?- С правилами вплотную увязан дизайн-код, над которым тоже работает сектор главного архитектора. Это закон, связанный с паспортами фасадов, рекламными конструкциями, юридическими нормами, у него есть визуальное описание. А брендбук – больше руководство к оформлению мероприятий, проходящих в городе, он регламентирует все, связанное со стилем оформления праздника.
Я все время декларирую принцип, высказанный несколько лет назад архитекторами Асадовыми, что события должны оставлять после себя не только конфетти на асфальте, но и зримые средовые продукты, которые будут фиксироваться в человеческой памяти. Среда, стиль – они первичны для городского пространства. Поэтому гродской брендбук, конечно, тоже связан с благоустройством в широком смысле.
Почувствовать нерв
- В работе над брендбуком использовали ли вы чьи-то советы, консультировались ли с городской общественностью?- Мы консультировались прежде всего со специалистами своего дела. Естественно, находились в контакте с художниками, краеведами, профессионалами, которые в теме того, что было, того, что есть, что должно быть. Учитывали оставшийся нам опыт прошлого, те наработки, которые были сделаны в советские годы. Ведь в Калуге работали не только местные художники, здесь есть произведения замечательных Льва Кербеля, Евгения Файдыша, я на днях встречался с 85-летней Элеонорой Жареновой, автором уникальных барельефов на здании бывшего ВНИИМЭТа в сквере Мира.
Для нас очень важной вехой стала история восстановления панно на улице Пушкина, когда мы ощутили нерв калужской художественной идентичности, связанный с декоративно-прикладным искусством. Этот опыт дал внутренний повод чувствовать преемственность, а себя - более чем уверенно.
Кстати
Сейчас в Новосибирске на совете главных архитекторов России Алексей Комов как раз представляет калужскую айдентику и рассказывает о работе сектора главного архитектора с городской самобытностью.
Справка
*Брендбук – руководство по использованию логотипа и фирменного стиля в визуальном оформлении городской среды и пространств.
*Брендбук – руководство по использованию логотипа и фирменного стиля в визуальном оформлении городской среды и пространств.