Какая музыка звучала…

Андрей ГУСЕВ
16.08.2019 11:54
Ты помнишь, как всё начиналось?

    Рок-музыка, которую начали повсеместно играть в нашей стране в конце 60-х годов прошлого века, не обошла стороной и Калугу. Из города вышло немало замечательных музыкантов, игравших в известных отечественных группах. В Калуге их тоже было много. Один из ветеранов калужской рок– и поп-сцены – 68-летний Виктор Хвостов, которого мы попросили вспомнить, как все в городе начиналось.

   Сегодня на пластинке – завтра на «пятаке»

    Музыкальные новинки до Калуги доходили быстро даже в 60 - 70-е годы. Допустим, вышла какая-то пластинка в Англии, а через несколько дней ее уже можно было приобрести на музыкальном «пятаке» у ДК «Строитель». Снимали инструментальные партии понравившихся хитов по слуху с дисков, а позже – с пленок.

    Я в 1972 году пришел из армии и устроился на КЗАМЭ музыкантом. Правда, был, как тогда называлось, «подснежником». Тогда музыканты, спортсмены формально числились в цехах, на самом деле выступая за предприятие на соревнованиях или, как мы, играя музыку. Володя Головлев, Володя Болтенков, Юра Унтилов, я, другие молодые ребята давали концерты в разных цехах во время обеда в составе агитбригад. Играли в основном шлягеры того времени и попсу.

    А потом я много играл в ресторанах, например, в «Весне», который находился на стадионе. До этого ресторан назывался «Спорт», но его переименовали, поскольку ходившая тогда поговорка «Дорога в космос идет через спорт» звучала как-то двусмысленно.

    Перед нами в «Весне» играли братья Мариничевы, которые исполняли «битлов». Мы играли шлягеры, а рок-н-ролл начали, когда появились Дима Песков (Галицкий), Володя Шурыгин, Игорь Доценко, Володя Гапонов. Они были уже матерые рок-н-ролльщики, особенно Шурыгин и Доца.
Последний барабанил все что можно, каждую нотку снимал, каждую сбивочку. Когда Роберт Плант из «Лед Зеппелин» в нашу страну приезжал, им был нужен барабанщик на репетиции. Организаторы пригласили Доценко, они удивились, что он все партии знает.

   В июле исполнилось 40 лет, как Володя Шурыгин умер. У него отец тоже занимался музыкой. Я помню, как он на аккордеоне летом зарядки в одном из пионерлагерей проводил, в художественной самодеятельности участвовал. Я был музыкальный в детстве, меня тоже к этому подключали, мы с Володькой и сдружились. По тем временам он был очень хорошим гитаристом. Его смерть была неожиданной и глупой, на памятник все музыканты скидывались. Он на нем с гитарой изображен. А поминки были в «Теремке».

    Шурыгин был первым из пяти калужан, попавших в популярный вокально-инструментальный ансамбль «Синяя птица». Его руководители Михаил и Роберт Болотные услышали Володю на одном из песенных фестивалей, приходивших я Куйбышеве, от филармонии которого ВИА тогда работал. Мы жили в одной гостинице, Шурыга по ночам репетировал, они услышали. Когда сюда «Синяя птица» приехала на гастроли, то музыканты в «Весну» пришли и прямо оттуда взяли Володьку на работу в группу.

    Вообще из Калуги вышло немало хороших музыкантов, которые работали в известных отечественных ВИА и группах.

   Композитор Дирижаблев

    В 70-е годы группы в Калуге были в основном на предприятиях, в ресторанах и при Домах культуры. ВИА могли существовать практически при каждом цехе крупного предприятия. В Калуге проводились различные творческие конкурсы, в том числе даже внутризаводские. Играли на танцах.

   Исполняли или отечественные шлягеры, или какие-то западные хиты. Приходилось идти на различные хитрости, чтобы исполнять зарубежные хиты. Для этого пользовались тем, что музыкальной эрудицией проверяющие организации не отличались. Произведения иностранцев выдавались за песни советских композиторов. Например, вместо «Лед Зеппелин» могли в программке, которая утверждалась, написать «Иван Дирижаблев», и на вопрос, а кто это, ответить, что это такой малоизвестный отечественный член Союза композиторов.

P1020316.JPG

   Мало площадок и много музыкантов

   Площадок в Калуге, где исполнялась живая музыка, в 70-е – начале 80-х годов было не так много. Звукоусилительную аппаратуру и даже инструменты часто делали сами. Например, в городе живут очень хорошие гитарные мастера Владимир Кругликов и Евгений Терехов, который еще и отлично поет и даже в свое время приглашался в «Синюю птицу».

    Существовал большой костяк музыкантов, активно занимавшихся и выступавших в различных коллективах. Это Владимир Ферапонтов. Гена Капустин, Игорь Хмара, Олег Макаров, Борис Колесов, Сергей Шафраненко тогда начинал. Из их числа особо выделялся Александр Мостовой. Он был очень техничный гитарист, играл арт-рок, и это его отличало от других. Мостовой в свое время работал в «Коробейниках» и группе, аккомпанирующей Людмиле Сенчиной.

    Сейчас и мест, где можно выступать, много, и аппаратура появилась, а интересных музыкантов нет. Из тех, кто продвигал музыкальную жизнь в Калуге в 70-е, тоже многих уже нет. Но Дмитрий Галицкий продолжает выступать с «Синей птицей» и своими песнями. В прошлом году мы с ним, а также Евгением Тереховым и Геннадием Сухановым выступали у Валентина Черняка в «Рок-подвале». Иногда нас еще можно услышать, но приглашают в основном ровесники, те, кто помнит песни 60 – 70-х годов. В них музыка соответствовала стихам и все было о жизни.

    ВИА «Синяя птица» – советская музыкальная группа, вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), существовавший с 1972 по 1991 год. Впоследствии название «Синяя птица» приняли несколько российских музыкальных групп, состоящих в том числе из бывших участников оригинального ансамбля и выступающих с его репертуаром. В различное время в составе «Синей птицы» работали калужане Владимир Шурыгин, Игорь Доценко, Дмитрий Галицкий, Владимир Гапонов.

 Фото: архив Виктора ХВОСТОВА

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика