По данным службы экстренной психологической помощи телефона доверия в регионе, около 35% детей и подростков испытывают серьезные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. В 2018 году от 3 до 6% калужских школьников признавались, что стали жертвой травли.
Исследования показывают, что каждый третий российский школьник подвергается буллингу (травле) со стороны сверстников. А по кибербуллингу (травле в интернете) Российская Федерация занимает первое место в мире. Примерно 44% детей в возрасте 11-12 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами насмешек и издевательств. Более 40% школьников признали, что сами хотя бы однажды участвовали в травле, а каждый пятый подросток делал это многократно. Около 50% подростков высказались, что вступились бы за жертву буллинга только в том случае, если бы травле подвергся их друг.
Во многих странах пытаются бороться со школьным буллингом. Интересен опыт Великобритании. Здесь с 80-х годов прошлого века начали разрабатывать несколько довольно эффективных практик. С проблемами в детском коллективе разбираются учителя, которые предварительно проходят специальную подготовку. Самое эффективное средство против буллинга - устроить «очную ставку» нападающему и потерпевшему. Такой способ называется методом разделенной тревоги, где главная цель - наладить диалог между детьми. Каждую неделю в британских школах проходит урок «персонального и социального образования» (Personal and Social Education), где в том числе обсуждаются и взаимоотношения в коллективе. Иногда это абстрактные вопросы, но чаще в классе решают проблему конкретного ученика. Важно, чтобы все ученики класса занимались вместе на таких уроках - тогда подростки чувствуют себя командой, что снижает риск буллинга.