Течёт ручей, бежит ручей...
– С начала года прорывов было уже больше двадцати, – вздыхает глава сельской администрации Марина Пунтус, – старая система рвется по три-четыре раза в месяц. Стараемся действовать максимально оперативно, но каждая авария для нас в буквальном смысле «закапывание денег в землю». Как только залатаем одну дыру — сразу же ждём новую.Протяженность водопроводной магистрали в селе — 14 километров, а пользователей, к ней подключенных, — порядка 500 человек. Жителям Лопатина впору коромысла вешать на плечи: проблемы с водой, особенно в верхней части села, здесь случаются регулярно. В прошлом году в Лопатине по программе «Чистая вода» установили новую водонапорную башню, поставили автоматику и заменили 600 метров водопроводных труб. Всего за последние годы поменяли примерно одну треть старого водопровода, но этого явно недостаточно: новая башня дает хороший напор и ветхая система не выдерживает давления. Жители ходят с вёдрами и бутылями, и, в первую очередь, страдают «верхние» многоквартирные дома. Это продолжается, кажется, бесконечно.
Еще одна проблема — большой разбор воды в жаркую погоду. Здесь опять же больше всех страдают лопатинские двухэтажки — на второй этаж вода не доходит. Поймать струйку из крана можно глубокой ночью или, что вернее, – под утро. Что люди и делают, набирая воды, во что только можно, чтобы элементарно помыться или постирать.
К вопросу частых аварий в Лопатине подошли по-хозяйски, разделив систему задвижками, где только можно, чтобы, если случится прорыв, отключать её частями, а не оставлять без воды всё село.
– Вся система водоснабжения в сельских поселениях Тарусского района стоит на балансе администраций поселений, но мы не имеем права брать плату за поставку воды, так как сельская администрация — не ресурсоснабжающая организация, – продолжает глава. – Мы оказались заложниками ситуации: не можем заниматься хозяйственной деятельностью и не можем оставить людей без воды.
Водоканалу — водоканалово
Вот тут-то и заключается корень проблемы: администрации сельских поселений по закону не имеют права ни содержать систему водоснабжения, ни взимать с людей плату за воду, потому что не имеют на это лицензии. Вода — это природный ресурс, и на сегодняшний день оптимальной для этой деятельности лицензированной организацией в области остается ГП «Калугаоблводоканал».В свое время сходы граждан, а потом и сельские Думы постановили собирать деньги с формулировкой «за возмещение затрат на электроэнергию», чтобы хоть как-то компенсировать затраты на поставку воды. Это не было платой за водоснабжение, это была вынужденная мера. Но даже по этому постановлению и лопатинцы, и малодисциплинированные московские дачники платят за воду буквально копейки. Бюджеты сельских поселений свои водопроводные сети уже откровенно «не тянут».
Объекты водоснабжения строились в советские годы колхозами и совхозами, потом передавались в муниципальную собственность. И были рассчитаны на определенное количество жителей. Сейчас оно увеличилось в разы. Несоизмеримо выросла и потребность в воде — раньше не было бассейнов, саун, никто не поливал, например, газонную траву в автоматическом режиме. Вода расходуется совершенно бесконтрольно. Навести в этом порядок может только лицензированная организация — ГП «Калугаоблводоканал».
Работа по передаче сетей на баланс государственного предприятия начиналась сельскими поселениями еще в 2008 году. Были собраны пакеты документов, написано много писем, но потом что-то пошло не так. Вопрос сдвинулся с мертвой точки после совещания, которое в конце прошлого года провел в Тарусском районе председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Бабурин: передача сельских водопроводных сетей Тарусского района на баланс областного водоканалала все-таки состоится.
Каждый должен заниматься своим делом
Так считает глава администрации СП «Село Некрасово» Виктория Цатурова. В сухой жаркий период начала лета село Некрасово сидело без воды — сгорели сразу два насоса. К таким ситуациям, случающимся из-за частых отключений электроэнергии, здесь бывают готовы, закупая насосы «на всякий аварийный случай». Насосы заменили быстро ввиду экстренной ситуации (к слову, одна такая замена стоит порядка 80 тысяч рублей вместе с новым насосом), но единственную в районе организацию ООО «Мак-Сервис», занимающуюся ремонтом водопроводных сетей, иногда приходится ждать по нескольку дней. Из-за частых аварий в районе она просто ко всем не успевает.Самая проблемная деревня в поселении — Исканское, где насос опустошает скважину и отключается, пока вода не наберется снова. В это время воды в деревне не бывает. Огромной проблемой остаются и частые прорывы, и чрезмерное расходование воды. «Кому-то не хватает на питьё, а кто-то в это время бассейн набирает, – возмущается глава, – такого быть не должно».
Сейчас в Некрасове люди активно приобретают счетчики: никто не хочет платить за воду по «поливочной площади» – к будущим абонентам, у которых нет узла учета, ГП «Калугаоблводоканал» обещает применить коэффициент с учетом площади их земельных участков. В целом жители относятся к установке счетчиков с пониманием: льешь воду — плати. А главы сельских администраций очень надеются на скорую передачу сетей — это прежде всего логично. Каждый должен заниматься своим делом.
Фото автора.