Как пройти на улицу Сергея Мальцова?

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН
19.03.2021 12:35
Он был локомотивом российской науки и техники. И его обзывали социалистом.

Мы много раз писали о технических памятниках на территории области. Тема эта оказалась необъятной и грустной: утрачиваются не только материальные свидетельства, но и память об их создателях. Много ли вы с ходу назовете наших земляков - ученых, изобретателей, создателей промышленности? Циолковского, конечно, знает каждый калужанин, Чижевского вспомнят уже меньше. Этим список у большинства исчерпывается.

Вот был хозяин!

Проведите эксперимент (я его проводил неоднократно): перечислите (да хоть на автобусной остановке) десяток фамилий выдающихся калужан. Скажем, Карпова, Болотникова, Гурьянова, Голубицкого, работавшего в Тарусе… А ведь его телефоны для связи на междугородних расстояниях использовались во всем мире вплоть до перехода «на цифру». Кстати, в Калуге улицы Голубицкого нет.

А Родиона Глинкова из Серпейска вспомните? Создатель первой в мире механизированной прядильной фабрики, сконструировавший (будучи самоучкой) прядильные и шерсточесальные полуавтоматы, поднявшие производительность на порядок (вместо 30 человек его машину обслуживали двое). И это - эпоха дворцовых переворотов, 1760 год!

Не знают жители и основателей калужской промышленности. Хорошо, если династии Демидовых и Гончаровых вспомнят. Палаты Коробовых все знают, а то, что купцы из этой династии устроили в Калуге сахарные заводы одними из первых в России, некраеведам неизвестно.

Но все имена, вместе взятые, затмевает одно, о котором в последнее время мне хочется просто кричать. Это - Сергей Иванович Мальцов (или Мальцев - использовались оба варианта написания). Как краевед я, конечно, знал о нем, знал, что существовал во второй половине ХIХ века Мальцовский заводской округ на границе с Брянской областью, но считал его просто одним из многих русских предпринимателей. Все изменил разговор с сельским старожилом в Думиничском районе:

- У нас лозунги при СССР висели «Вперед к коммунизму!». Мне мой дед рассказывал, а ему, может, его дед: «Мы уже жили при коммунизме. Здесь землей Мальцов владел, генерал. Вот был хозяин! Сам с мужиками водку пил, сам паровозы водил. Рабочий женился - ему сразу дом-пятистенок. Крестьянский сын учиться захотел - пожалуйста, хоть за границу. Работник заболел - в Крым за счет барина, поживи, полечись…»

Заинтересовавшись, я стал обращать внимание на упоминания о Мальцове и расспрашивать старожилов. И все больше удивлялся, как такого человека-локомотива, пытавшегося двинуть (и на какое-то время двинувшего) российскую промышленность и технику вперед, практически забыли. Даже в созданных им заводских городках Людинове и Кирове (бывший поселок Песоченя) нет не то что памятника - улицы его имени! Зато в Людинове есть улицы Гайдара, Некрасова, Чехова, Белинского и аж четыре названы в честь годовщин Октября, а в Кирове есть Школьный тупик…

Сергей Мальцов достоин памятника в центре Калуги. И отдельного музея (или как минимум полноценного зала в музее). Рельсы для еще Николаевской железной дороги (Москва - Питер), первые серийные отечественные паровозы, первые винтовые суда и паровые машины для них, стекло - от оконного и бутылочного до элитного хрусталя, химические производства - это Мальцов. И речь идет не об экспериментальных конструкциях, а о крупносерийном производстве - на мальцовских заводах трудились порядка 100 000 человек!

Здесь была собственная сеть железных дорог, собственная телеграфная сеть, собственное судоходство. Здесь добывали бурый железняк для доменных печей и кварцевый песок для стекольных, разрабатывали фосфориты и квасцы, из каменного угля в Людинове получали светильное масло. Даже пытались искать свою нефть.

Как вам такое, Илон Маск?

По широте интересов, стремлению двинуть самые «хай-текные» (на тот момент) отрасли, инженерному таланту Мальцова можно сравнить только с Илоном Маском, а созданный им округ - с Силиконовой долиной в Калифорнии. И сравнение с Америкой - не мое.

В 1882 г. Василий Немирович-Данченко (это не театральный деятель, а его брат-писатель) в журнале «Русская мысль» опубликовал серию очерков под общим заголовком «Русская Америка». Он назвал Мальцовский округ «оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы»:

- Люди, благородно проживающие свои доходы на интернациональных публичных женщин, на разгул столичнаго хамства, проигрывающие в карты кровь и пот народа, чуть не с ужасом говорят о Мальцовском крае и о самом Мальцеве: «Помилуйте, это - маньяк; его место здесь, а он, как простой мужик, забился в деревню и живет там с крестьянами; это - самодур какой-то, социалист!»

У нас Мальцова если и вспоминают, то чаще как мецената-идеалиста. Но чувствуется, что это прежде всего увлеченный наукой и техникой человек, стремившийся приблизить будущее. Судя по всему, был Мальцов не столько социалистом, сколько исповедовал то, что позже назвали «социальным партнерством».

Писатель видел в заводском округе Мальцова зачатки будущей России - великой технической и социальной державы - и не сомневался в их блестящем будущем. Однако вскоре после публикации его заметок товарищество «Мальцовские заводы» было явно искусственно обанкрочено, а сам Мальцов объявлен недееспособным. И почти вся «Империя Мальцова» ныне заросла лесом - остались отдельные звездочки вроде Дятьковского хрустального и Людиновского тепловозостроительного…

Пренебрежение к памяти технарей - локомотивов науки и техники - далеко не безобидно. Чтобы растить будущих конструкторов, нужны примеры для подражания. По-хорошему области давно нужен музей истории техники и промышленности, с отдельными залами для Мальцова, Голубицкого и т.п. Но пока хоть бы улицы в новых районах города их именами назвали да памятные знаки поставили…

Мальцов Википедия.jpg

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика