Из Оки торчит забор?

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН
30.10.2020 14:13
Памятник реке-труженице может стать интересным туристическим объектом!.

    Спустившись к каменистым пляжам на Оке у деревни Брагино (Перемышльский район) и пройдя против течения, несложно заметить торчащую из воды странную деревянную конструкцию – ряд словно вбитых в дно невысоких столбиков, обшитых досками. Видно, что она здесь давно – дерево основательно истлело. «Забор» тянется метров на 30. Укрепляли берег? Остатки старой пристани? Однако всё куда интереснее.

   Затонувшее судно

    - У нас раньше камень добывали. Были каменоломни на реке Передут. Под землей ломали, грузили на баржи и отправляли в Москву. А однажды перегрузили и баржа затонула. К берегу после этого нельзя стало подойти под погрузку, и добычу камня у нас и прекратили…

    Этот рассказ я слышал еще в конце 90-х, но отнесся к нему как к одной из местных баек, записанных вместе с рассказами о колдунах и разбойниках. А вот тульские краеведы отнеслись серьезнее:

    - Впервые мы услышали о затонувшем судне в позапрошлом году от алексинских рыбаков (они давно о нем знали), – говорит председатель Тульского областного отделения Русского географического общества Олег Золотарев. - Сразу же поехали и обнаружили остатки судна. Торчащий из воды «забор» - его борт, а «столбики» представляют собой шпангоуты (поперечные ребра корпуса). Потом еще трижды ездили, с аквалангистом обследовали и подводную часть. Впечатляют кованые гвозди и отверстия от них в дереве. Длина судна не менее 30 метров. Вероятно, возраст его порядка 100 лет и оно является баркой - подобные суда строились сотнями и были «рабочими лошадками» - служили для перевозки самых разных грузов.

    В своей статье на сайте РГО Олег приводит чертеж подобной барки из журнала «Судостроение» за 1984 г. – она впечатляет, прежде всего размерами, даже сейчас!

   Новая достопримечательность

    После публикаций туляков информация о барке стала стремительно распространяться среди активных туристов-краеведов, заметно оживив паломничество. Я тоже еще раз побывал в том районе, более подробно поговорил с местными жителями.

    - У нас камень брали долго! – говорят мужики, собравшиеся на лавочке у одного из домов. - Взрывали, пацаны там детонаторы таскали – рыбу глушить. А про эту баржу мы всегда знали. Какое-то время она была полностью под водой. Река русло же меняет постоянно. Сколько там крючков рыбаки потеряли, лесок порвали! Да что лесок – люди тонули. Городские шефы приезжали, им говоришь: нельзя там купаться, зацепитесь, так они же сами умные…

    - В 1925 – 1927 гг. она затонула! – уверенно заявляют супруги-старожилы в одном из крайних домов. – Камнем ее перегрузили. В Москву возили. Наши мужики грузили. Нет, какие еще бурлаки? Буксирный катер приходил. Камень под землей ломали, в лесу штабеля его долго оставались сложенные. На Передути. Там и пещера есть – говорят, раньше больше была, к Дугне выходила. Гремучий родник – как попьют, ленточки возле него привязывали, кто приходил, такой обычай был. Городище древнее – так и называли место: «городище». Бабушки рассказывали, там церковь провалилась. Каждый лес свое название имел: церковный лес, попов, городище… В лесу старая дорога была, мощеная. Сейчас все заросло, бурьян, бобры развелись, плотин понаделали – все затопило…

   Памятник судоходству?

    Что же дальше? Торчащий из воды борт разрушается под действием волн и льда, считает Олег Золотарев.

    - Я взял небольшой кусок шпангоута, уже оторвавшийся от остова, – говорит он, - попытался высушить и законсервировать. Получилось! Однако раскопать и отреставрировать барку целиком… Если это и возможно, то стоить будет миллионы!

    Вероятно, пока можно оставить все как есть. Судно, по словам местных жителей, не впервые выходит из воды и как-то дожило до нашего времени. И вряд ли на него позарятся любители сувениров. Однако минимально облагородить место следовало бы. Городище с сохранившимся валом, скальные выходы с небольшой пещеркой на реке Передут, живописные пейзажи, издавна почитаемый родник… А дальше по берегу есть (или еще недавно был) громадный Конь-камень, к которому, по преданиям, суда причаливали. Готовый туристический маршрут! Всего-то и надо проложить тропы, устроить места стоянок, выкосить бурьян и почистить подлесок.

    Судоходство на Оке – славная, но почти забытая страница нашей истории. На барках возили не только камень. Издавна здесь проходил торговый путь далеко не местного значения. Археологи и «копари» находят по берегам и средневековые арабские дирхемы… Еще в путеводителе Д.И. Малинина 1912 года упомянуты грузовые пристани на Оке у города и стоящие в два ряда баржи. А на фото 1920-х годов можно видеть солидных габаритов пароход «Алексин», выполнявший рейсы до Перемышля, а то и еще выше.
 
    Обычно считают, что Ока раньше была полноводнее (причем так думали во все времена – тот же Малинин писал об обмелении реки). Но посмотрим топографическую карту 1850 года – тележный брод через Оку показан у села Наволоки! Так что не в обмелении реки причина прекращения транспортного судоходства, а в конкуренции со стороны железных, а потом и автодорог. А внуки и правнуки будут думать, что Ока годится только для купания…

3.jpg

2.jpg

IMG_9846.jpg

Фото из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика