Свидетели минувших эпох
Профессиональная деятельность Павла Габышева была связана с работой в органах внутренних дел на особо режимных объектах, службу закончил в звании полковника. А еще он всегда что-то увлеченно собирал: в школе – марки и значки, позднее – книги, потом – привезенные из многочисленных командировок минералы, каргопольскую игрушку, другие предметы декоративно-прикладного искусства.В 2012 году в одном из старых домов близ Боровска его заинтересовала надпись на печной дверце, гласившая, что произведено изделие на заводе им. Грейфенбергериса в Литовской ССР. Сначала захотелось узнать, кто такой Грейфенбергерис, а потом внимание Павла Николаевича привлекли и сами печные дверцы.
Проводя экскурсию по обширной экспозиции, оформленной в специально оборудованном помещении рядом с домом коллекционера, он подробно рассказывает о металлургических предприятиях, выпускавших печное оборудование. Упоминает их владельцев, называет десятки имен, географических названий, обращает внимание на особенности декоративного оформления чугунных изделий и время их изготовления.
По словам Павла Габышева, все меньше остается старинных домов, отапливавшихся когда-то печами, а вместе с ними уходят в прошлое и печные дверцы, бывшие привычным предметом в хозяйственном обиходе многих поколений людей. Закопченные, прогоревшие, они отправляются в металлолом или на свалку. А ведь это печное оборудование не только является свидетелем минувших событий, но и отражением определенных исторических эпох.
Печные приборы достаточно просты в исполнении и вместе с тем весьма разнообразны. Они различаются по назначению, размерам, оформлению.
В коллекции Павла Николаевича представлены топочные дверцы, предназначенные для доступа к топке и закладки в печь дров или угля, есть поддувальные – для зольных камер, прочистные – открывающие доступ к дымовым каналам для удаления пепла и сажи, а также вьюшки, заслонки и многое другое. География мест их изготовления и бытования также весьма обширна: Западная Европа, различные регионы Российской империи, Советского Союза.
– Вот эти дверки и заслонки с замысловатым орнаментом и вензелем «Д.М.З.» изготовлены на Дубенском заводе Мосолова в Тульской губернии, – рассказывает коллекционер. – Предприятие потом перешло во владение калужских купцов-заводчиков братьев Барановых. Есть экземпляры, изготовленные на Людиновском железоделательном заводе Мальцова, Песоченском заводе Криворотовых, Думиничском чугунолитейном заводе «Товарищества Цыплакова и Лабунского».
Исследовательская работа
Спрос на печное оборудование в России был велик, а производство налажено на многих чугунолитейных заводах. Чтобы привлечь покупателей, производители старались украсить поле печной дверцы или заслонки различными рельефными изображениями, обращаясь для этого к известным скульпторам-модельщикам. Особенно славилось художественное литье мастеров Каслинского литейного завода, изделия которых также есть в коллекции Павла Габышева.Изображений на дверцах было великое множество: геометрические узоры, растительный орнамент, образы животных, античных героев и богов, всевозможные жанровые сценки – охотники, девочка на санках. К 100-летию Отечественной войны 1812 года была выпущена серия дверок, на которых были изображены события, связанные с боевыми действиями против французов. Не менее интересны печные приборы советского периода, особенно созданные в первые годы советской власти, на которых изображены звезда, пахарь, рабочий-молотобоец, трактор, серп и молот, красноармеец.
Для серьезного коллекционера, которым и является Павел Габышев, предмет собирательства всегда является и предметом серьезной исследовательской работы. Потому не только коллекция множится, прирастает новыми экспонатами из Прибалтики, Польши, Украины, Сибири, городов Поволжья, Подмосковья, Калужского края, но и продолжается изучение исторических сведений, документальных источников, связанных с темой производства печного оборудования. В 2016 году Павел Николаевич издал каталог «Печные дверки и заслонки», где представил информацию о предметах своей коллекции. Теперь ведется работа над вторым, дополненным изданием.
Фото автора.