Грубый инструмент, требующий точной настройки

Диана СЕМЯНИЩЕВА
06.09.2019 12:51
Такова аксиома работников железной дороги, которые контролируют состояние железнодорожных путей.

В минувшем августе исполнилось 60 лет со дня организации Московской железной дороги. Задачи путейцев по обслуживанию, содержанию и ремонту стальных магистралей остались прежними, а вот сама железная дорога не прекращает реформироваться, совершенствуя работу своих структур.

Контрольный тупик

1 июля 2017 года посредством передачи участков обслуживания от дистанций пути и дистанций сигнализации, централизации и блокировки в составе Московской дирекции инфраструктуры была создана Фаянсовская дистанция инфраструктуры, возглавил которую Вячеслав Митрюшин. Сегодня коллектив дистанции насчитывает более 400 человек, которые осуществляют текущее содержание объектов железнодорожной инфраструктуры на участках Фаянсовая - Сухиничи, Фаянсовая – Рославль, Смоленск - Рославль - Брянск, Вязьма - Плеханово, Вязьма - Брянск, Вязьма - Осуга - до границы с Октябрьской железной дорогой. Дистанция инфраструктуры территориально расположена в четырех областях - Калужская, Смоленская, Брянская, Тверская. Общая протяженность пути составляет 1396,049 км. Самая массовая профессия, конечно, монтёры пути, в дистанции их 165 человек. Но есть и другие, необычные и неизвестные рядовому горожанину специальности.

Заместитель начальника Фаянсовской дистанции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам Максим Максимов предлагает заглянуть в так называемый контрольный тупик участка диагностики, расположенный в цехе дефектоскопии, где трудится единственный в дистанции наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Юрий Кузинский. При виде рельсов, проложенных по длине цеха, стало ясно, что здесь проходят испытания оборудования. Юрий Кузинский как раз занимался проверкой параметров дефектоскопной тележки.

Дефектоскоп с помощью ультразвука сканирует рельс по сечению, обнаружив дефект, даёт звуковой сигнал. Последний может быть настолько слабым, что оператор услышит его только в наушниках. Работают операторы дефектоскопной тележки в паре, сменяя друг друга. За смену они должны пройти 9 км пути, передвигая по рельсам тележку весом около70 кг. И так в любую погоду! Люди выдерживают дождь, жару, холод, а вот техника, особенно электроника, порой выходит из строя.

Безопасность пассажиров на железной дороге – превыше всего. Поэтому, чтобы исключить «человеческий фактор», одновременно идёт запись сканирования пути на карту памяти. И если ранее в Фаянсовской дистанции работники участка диагностики сами расшифровывали мудрёные диаграммы, то сейчас данные проходят расшифровку в Дорожном центре диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры.

- Всего насчитывается более ста видов дефектов рельсов и стрелочных переводов, - рассказывает Юрий Кузинский. - Дефекты могут быть заводскими, могут появиться в процессе эксплуатации. Это зависит от времени службы, от грузонапряжённости, от скорости, с которой проходят этот участок поезда.

Признаться, было несколько неожиданно услышать, что рельсы, сделанные из прочной стали, тоже могут «заболеть». На место обнаружения дефекта направляют специалиста, который проводит вторичный осмотр контрольной отметки пути. И если «диагноз» подтвердился, уведомляют начальника о необходимости выполнить замену в плановом порядке. А если участок представляет собой опасность, то - стоп движение! Всего три часа даётся путейцам, чтобы заменить остродефектный рельс.

Точность – залог безопасности

Юрий Кузинский производит также наладку и путеизмерительных тележек. Это высокоточное оборудование фиксирует ширину колеи, перекос рельсов, боковой износ. В жару идёт расширение металла, угрожающее «выбросом пути», а вот в морозы наблюдается сужение пути. Прибор улавливает сужение на 0,1 мм на метр металла. Поэтому железнодорожники постоянно контролируют состояние пути, наведываясь в проблемные места с установленной периодичностью осмотров.

Всего наладчик обслуживает 20 различных аппаратов ультразвуковой диагностики пути. Он профессионал своего дела, которого ценят в дистанции.

В дистанции пути Юрий Кузинский с 1995 года. Работал оператором до 2010 года, а затем был переведен наладчиком ЖДСМ. Прошёл профессиональное обучение в Щербинской дортехшколе, курсы расшифровщиков в Санкт-Петербурге, каждые три года – повышение квалификации. И вот уже почти четверть века он в дружной семье железнодорожников.

- Не жалею! - говорит специалист. - Работа наладчика творческая, интересная и, конечно, очень ответственная.

Работники участка диагностики способны на многое, даже сломать стальной рельс. Это делают, чтобы визуально подтвердить выявленный дефект. Ломают, конечно, не руками, а на специальном станке – аккуратно и точно.

- Железнодорожный путь – грубый инструмент, требующий точной настройки, - цитирует Максим Максимов одну из железнодорожных аксиом.

А тем временем Кузинский демонстрирует целую коллекцию поперечных доломов рельсов с различными дефектами. Страшно представить, что могло случиться, если бы путейцы своевременно их не выявили.

Серьёзная и напряжённая работа требует разрядки. У Юрия это музыка. В детстве он научился играть на саксофоне, на слух подбирает различные мелодии. Увлечение привело его в ВИА «Меридиан», который играл при местном клубе. А когда коллектив распался, музыканты создали вокально-инструментальный ансамбль «Рандеву». Кузинский играет в ансамбле на синтезаторе.

В день профессионального праздника Юрий Кузинский был награждён Почётной грамотой главы Кировской районной администрации.

Фото автора.










Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика