Глиняные сказки

Елена ЛЕСИНА
24.05.2019 12:09
Думиничское «Древо жизни» продолжает расти.

Хлудневский промысел – особинка и, как сейчас принято говорить, бренд всего Калужского края. А главное – это не застывшая история: древние традиции не просто сохранились, а развиваются.

Горшки и «соловьи»

Родина ремесла – деревня Хлуднево. Некогда большая, многолюдная. Кто первым вылепил там из глины игрушку или сделал крынку, скрыто в глубине веков. Ряд исследователей считает, что промысел существовал уже в начале XVII века.

Жителей деревни даже называли в округе «хлудневские горшки». Мужчины «тянули» горшки, делали декоративную посуду – кувшины, самовары. А женщины лепили погремушки (грематушки), свистульки – «соловьи», «сопелки», «гудухи»… Все это добро использовалось в хозяйстве и на продажу.

Поначалу мастера игрушки не раскрашивали. Позже стали расписывать мелом, сажей, синькой на молоке, отваром ольховой коры и даже настоем ржавого железа. Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки и прутики, размозженные на конце. С появлением в деревне красок фигурки приобрели совсем другой вид. О хлудневской игрушке заговорили.

Расцвет ремесла

В XX веке ремесло расцвело. Имена мастериц того времени Марии Самошенковой, Татьяны Бубневой, Татьяны Романовой, Елены Манушичевой, Ксении Трифоновой, Аграфены Трифоновой, Татьяны Трифоновой, Марии Алхимовой, Анны Студницкой, Ксении Тасенковой, Татьяны Городничевой и других известны далеко за пределами района. Их многочисленные грамоты и дипломы бережно хранятся в музейной комнате народных промыслов и ремёсел в Думиничской центральной районной библиотеке вместе с главными экспонатами – игрушками и другими изделиями из глины.

Продолжатели традиций

- Древо жизни хлудневского промысла продолжает расти, - рассказывает Светлана Сычева, заведующая отделом культуры администрации Думиничского района. - Ремесло не угасло, не затерялось во времени. И у этой памяти, у этого продолжения есть имена.

В 1990-х годах Галина Васина и коллектив районной библиотеки, который она возглавляла, проделал огромную работу - они собрали, систематизировали информацию о хлудневском ремесле, оформили экспозицию, занялись популяризацией искусства гончаров и игрушечниц, держали с ними связь…

Сегодня эта работа продолжается. Мы гордимся своим ярким хлудневским фестивалем. Из районного он вырос в областной, а с прошлого года получил статус межрегионального и называется «Хлудневское древо». А в самой деревне каждый год проходят многолюдные, душевные Дни села.

При поддержке области сейчас решается вопрос о создании в Думиничах центра хлудневского промысла. И есть основания надеяться, что проект воплотится в жизнь и в следующем году уже могут начаться работы по ремонту помещения.

С огромным уважением мы относимся к продолжателям традиций. В районе - два народных мастера России. Это отец и дочь Александр Заборских и Евгения Коноплева. Александр Геннадьевич - дипломант и лауреат конкурсов разных уровней, в том числе всероссийских и международных, приобщил к гончарному ремеслу и жену Татьяну, и сына Алексея. Он создал у себя на дому мастерскую и обустроил земляной горн по типу исконно хлудневского для обжига глиняных изделий.

Есть у нас и другие таланты. Прекрасные самобытные работы у Анны Болотской, Татьяны Рощиной, Валентины Соколиковой, Александра Бубнева (сын народного мастера России Татьяны Бубневой и знаменитого гончара Ивана Бубнева), Виктора Трифонова (сын известных мастеров Ивана и Ксении Трифоновых), Инессы Ахаловой. У Инессы Алексеевны богатая родословная. Она внучка народного мастера России, потомственной мастерицы хлудневской игрушки Аграфены Трифоновой, племянница гончаров Ивана и Сергея Трифоновых.

Творчество юных

Сейчас кружок хлудневской игрушки при Думиничском районном ДК посещают около двух десятков детей. Ребята учатся не только приёмам лепки из глины, но и осваивают методику традиционной росписи.

Когда и как Инесса Ахалова сделала свою первую работу? Об этом и о многом другом методист Дома культуры Елена Максименко разговорилась с руководителем этого творческого объединения.

– Можно сказать, со второй попытки, – вспоминает мастерица. – В детстве я часто наблюдала за тем, как работает бабушка. Запоминала, училась. Когда стала взрослеть, решила слепить свистульку, но, к моему сожалению, она не засвистела, и я потеряла интерес к лепке. А спустя годы, когда бабушке уже не стало, задумалась: кто будет продолжать её дело? И решила попробовать вновь слепить свистульку. Долго ничего не выходило, игрушка оставалась «немой». И после долгих и усердных попыток, наконец, зазвучала. А у меня проснулся настоящий интерес к лепке. С 2001 года я вплотную занялась изготовлением хлудневских игрушек.

– Какие свои работы считаете самыми яркими?

– Хлудневское древо, символ старинного промысла. Оно ассоциируется и с домом, и с храмом… По верованиям наших предков, могуществу древа не было предела: оно могло послать дождь, вызвать солнце, способствовать умножению стада, хорошему урожаю.

– Расскажите о том, чем занимаетесь с детьми. Что и как они лепят? Где выставляются работы?

– Мы стараемся не отходить от стиля хлудневских мастеров. Лепим то, что лепили основатели промысла: свистульки, грематушки, барынь и многое другое. Дети занимаются с большим удовольствием. В 2018 году мы представляли работу кружковцев в Калуге на выставке «Ремесла».
Наши экспозиции украшают различные мероприятиях.

Эти занятия, во-первых, прививают трудолюбие. Прежде чем создать игрушку, нужна подготовительная работа. Не всё так просто, как кажется. Сначала мы тщательно отбираем глину: хорошую в одну сторону, непригодную для лепки – в другую. Потом определяемся, во что превратится обыкновенный кусок материала. Во-вторых, у детей развивается усидчивость. Если лепить как попало, ничего хорошего не получится. А ведь каждый ребёнок, посещающий наш кружок, очень старается, чтобы его работа выглядела достойно. И, в-третьих, и это очень важно, мальчики и девочки знакомятся со старинным ремеслом родного края, его историей, постигают азы хлудневской лепки. Я уверена, что это помогает детям ощутить себя частичкой целого – жителей Думиничской земли.
 
Фото автора и Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика