Фонарь для пилота

Вячеслав ШАПОШНИКОВ
17.02.2019 13:08
Стёкла самолётов становятся крепче

    В этом году сотрудники научно-производственного комплекса «Стекло», который является подразделением ОНПП «Технология», получили премию за научную разработку. Возглавлял работу первый заместитель НПК «Стекло» Вячеслав Самсонов, с которым и поговорили об изобретении.

- Вячеслав Иванович, как называется научно-техническая разработка и кто в ней участвовал?
- Разработка и внедрение в промышленное производство высокопрочных, уменьшенной массы изделий авиационного остекления на основе поликарбоната.

    «Закопёрщиком», естественно, было наше предприятие. Коллектив наш из пяти человек. Заказчики КБ «Сухой» – два человека. Один - разработчик поликарбоната из НИИ «Пластмасс» Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), второй разрабатывал оснастку для этих целей. Комплексная работа, в которую включены несколько предприятий. Все ноу-хау от идеи до её воплощения принадлежат нашему предприятию.

- Долго ли велась разработка?
- Велась она около пяти лет. Идею предложил ваш покорный слуга. Это первая в стране разработка. До сих пор для изготовления авиационного стекла использовалось два материала: силикатное стекло и органические стёкла. Постоянно поднимается вопрос о большей прочности стекла.

    Международная организация ЮНЕСКО каждый год фиксирует около 5 тысяч столкновений летательных аппаратов с птицами. 20 процентов попадает в остекление.

    Бывает всякое – и трагедии, и просто повреждения. Потеря военных машин очень удручает, поскольку тратятся на их создание миллионы долларов. Это одна из причин создания нового стекла.

    Силикатное стекло и органика – неплохие материалы, которые использовались и используются в настоящее время. Для достижения прочности силикатного остекления нужно упрочнять каждое отдельное стёклышко, например, в химическом растворе. Это связано с трудоёмкостью, затратами и экологией.

    Что касается органического стекла, то это непростой процесс. Вырезается лист, и его растягивают во все стороны, ориентируются молекулы, прочность увеличивается, но это тоже дополнительные затраты, в том числе на технологическое оборудование.

    Но существует такой материал, как поликарбонат, который по природе своей имеет ударную вязкость в 100 раз больше силикатного стекла и в 10 раз больше органического. Сам бог велел его использовать в самолётостроении.

-Давно ли применяется поликарбонат?
- Довольно давно. Например, его использовали для изготовления бортов хоккейных площадок, ограждений вдоль дорог и много другого. Кроме того, по сравнению с другими материалами, у него низкий вес, обладает шумоглушением, осколков при повреждении не бывает. Это важно для лётчиков и водителей локомотивов.

    Мы взяли этот материал за основу и начали им заниматься вплотную. Начали работу с импортным материалом, а затем перешли на отечественный поликарбонат. Создали сначала опытные образцы, проверяли их. А проверка и контроль очень жёсткие.

    Динамические испытания проводятся на специальной установке с пневматической пушкой, которая заряжается убитой птичкой весом 1,8 кг и выстреливается со скоростью 600 км/ч. Проводятся климатические испытания на статику, на вибрацию и другие. Словом, это была целая программа.

    Сегодня уже наши стёкла используются в самолётах СУ-57. Ведутся серийные поставки. Будут поставляться стёкла для вертолётов новых поколений.

- А гражданская авиация будет использовать вашу продукцию?
- Да, участвуем в конкурсе на остекление самолётов МС-21 в рамках программы импортозамещения. Наконец, стало понятно, что надо ставить свои стёкла, а не рассчитывать на зарубежные поставки.

    Будут создаваться также самолёты  SSJ-75. Это пассажирский самолёт Сухого на 75 мест, который будет состоять в основном из отечественных компонентов в отличие от SSJ-100. Надеемся выиграть конкурс на поставки стёкол для этих машин.

- Будут ли какие-то особенности в производстве?
- Будем предлагать гетерогенные конструкции, где используется и силикат, и поликарбонат одновременно. У поликарбоната кроме всего положительного есть одна отрицательная характеристика – плохая образивостойкость, то есть материал не твёрдый, не выдерживает воздействия песка и пыли при взлёте или посадке или при протирке тряпкой. Поэтому нужно покрывать сверху специальным лаком, который в разы повышает образивостойкость.
Гетерогенный материал – это тонкий слой силиката сверху и основной толстый слой из поликарбоната.

- Где ещё, кроме самолётов, может использоваться ваше изобретение?
- Предлагали продукт для железнодорожных локомотивов, но эти поставки сочли дороговатыми. Сейчас у нас есть заказ на самолёты СУ-34, СУ-35.

    Государственный научный центр Российской Федерации «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина» (входит в холдинг АО «РТ-Химкомпозит» Госкорпорации Ростех) поступательно расширяет программу научной деятельности. Согласно программе инновационного развития предприятия объем научно-исследовательских работ (НИР) в структуре доходов должен вырасти к 2020 году до 1,2 млрд рублей.
    В 2019 году ученые ОНПП «Технология» начнут выполнять шесть новых научно-исследовательских работ, уже получивших одобрение межведомственного экспертного совета Минпромторга РФ. В целом в этом году будут выполнены НИР в рамках госконтрактов на сумму, превышающую 200 млн рублей. В прошлом году были успешно проведены исследования в рамках пяти контрактов по государственной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Важно

В настоящий момент ОНПП «Технология» является обладателем 298 патентов, 32 из которых получены в 2018 году. Около 10 процентов запатентованных материалов, конструкций и технологий используются предприятием при производстве наукоемкой продукции. В сфере исследований и разработки материалов и технологий на предприятии занято 744 сотрудника, 75 из которых имеют ученые степени и звания. Заслуги разработчиков в 2018 году были отмечены наградами национальных премий «Золотая идея» и «Приоритет», а проект создания поликарбонатного фонаря кабины пилота для боевой авиации удостоен премии правительства Российской Федерации.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией