29 марта, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 28.03.2024, 22:30
В Калуге обсудили итоги и планы организации весеннего призыва граждан на военную службу
В Калуге обсудили итоги и планы организации весеннего призыва граждан на военную службу
Общество 28.03.2024, 22:01
Тема профилактики лесных пожаров стала одной из ключевых задач лесного хозяйства в 2024 году
Тема профилактики лесных пожаров стала одной из ключевых задач лесного хозяйства в 2024 году
Культура 28.03.2024, 21:00
Учащиеся Кудринской школы Мещовского района совершили экскурсию по литературному Крыму
Учащиеся Кудринской школы Мещовского района совершили экскурсию по литературному Крыму
Общество 28.03.2024, 19:27
В Калуге в весенней уборке города задействуют все ресурсы
В Калуге в весенней уборке города задействуют все ресурсы
Культура 28.03.2024, 17:18
В Жукове прошел конкурс чтецов на патриотическую тему
В Жукове прошел конкурс чтецов на патриотическую тему
Общество 28.03.2024, 16:31
В Барятинском районе модернизируются очистные сооружения
В Барятинском районе модернизируются очистные сооружения
Общество 28.03.2024, 16:01
В медучреждения Калужской области поступает новое оборудование
В медучреждения Калужской области поступает новое оборудование
Общество 28.03.2024, 15:58
Предприятие «АМО» вошло в состав калужской ТПП и получит помощь в локализации
Предприятие «АМО» вошло в состав калужской ТПП и получит помощь в локализации
Общество 28.03.2024, 15:46
В Калужской области на реках Жиздра и Протва вода достигла уровня поймы
В Калужской области на реках Жиздра и Протва вода достигла уровня поймы
Общество 28.03.2024, 14:53
С апреля на Правобережье Калуги пустят дополнительные автобусы
С апреля на Правобережье Калуги пустят дополнительные автобусы
Общество 28.03.2024, 14:39
Калужских владельцев собак просят не загрязнять места прогулок
Калужских владельцев собак просят не загрязнять места прогулок
Культура 28.03.2024, 14:13
В Доме музыки открылась выставка главного архитектора Калуги Алексея Комова
В Доме музыки открылась выставка главного архитектора Калуги Алексея Комова
Культура 28.03.2024, 13:30
Общество «Знание» отметило День театра лекциями
Общество «Знание» отметило День театра лекциями
Общество 28.03.2024, 13:00
Андрей Голубев: «Такое не прощается и не забывается»
Андрей Голубев: «Такое не прощается и не забывается»

Фонарь для пилота

Общество 17.02.2019, 13:08

Стёкла самолётов становятся крепче

    В этом году сотрудники научно-производственного комплекса «Стекло», который является подразделением ОНПП «Технология», получили премию за научную разработку. Возглавлял работу первый заместитель НПК «Стекло» Вячеслав Самсонов, с которым и поговорили об изобретении.

- Вячеслав Иванович, как называется научно-техническая разработка и кто в ней участвовал?
- Разработка и внедрение в промышленное производство высокопрочных, уменьшенной массы изделий авиационного остекления на основе поликарбоната.

    «Закопёрщиком», естественно, было наше предприятие. Коллектив наш из пяти человек. Заказчики КБ «Сухой» – два человека. Один - разработчик поликарбоната из НИИ «Пластмасс» Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), второй разрабатывал оснастку для этих целей. Комплексная работа, в которую включены несколько предприятий. Все ноу-хау от идеи до её воплощения принадлежат нашему предприятию.

- Долго ли велась разработка?
- Велась она около пяти лет. Идею предложил ваш покорный слуга. Это первая в стране разработка. До сих пор для изготовления авиационного стекла использовалось два материала: силикатное стекло и органические стёкла. Постоянно поднимается вопрос о большей прочности стекла.

    Международная организация ЮНЕСКО каждый год фиксирует около 5 тысяч столкновений летательных аппаратов с птицами. 20 процентов попадает в остекление.

    Бывает всякое – и трагедии, и просто повреждения. Потеря военных машин очень удручает, поскольку тратятся на их создание миллионы долларов. Это одна из причин создания нового стекла.

    Силикатное стекло и органика – неплохие материалы, которые использовались и используются в настоящее время. Для достижения прочности силикатного остекления нужно упрочнять каждое отдельное стёклышко, например, в химическом растворе. Это связано с трудоёмкостью, затратами и экологией.

    Что касается органического стекла, то это непростой процесс. Вырезается лист, и его растягивают во все стороны, ориентируются молекулы, прочность увеличивается, но это тоже дополнительные затраты, в том числе на технологическое оборудование.

    Но существует такой материал, как поликарбонат, который по природе своей имеет ударную вязкость в 100 раз больше силикатного стекла и в 10 раз больше органического. Сам бог велел его использовать в самолётостроении.

-Давно ли применяется поликарбонат?
- Довольно давно. Например, его использовали для изготовления бортов хоккейных площадок, ограждений вдоль дорог и много другого. Кроме того, по сравнению с другими материалами, у него низкий вес, обладает шумоглушением, осколков при повреждении не бывает. Это важно для лётчиков и водителей локомотивов.

    Мы взяли этот материал за основу и начали им заниматься вплотную. Начали работу с импортным материалом, а затем перешли на отечественный поликарбонат. Создали сначала опытные образцы, проверяли их. А проверка и контроль очень жёсткие.

    Динамические испытания проводятся на специальной установке с пневматической пушкой, которая заряжается убитой птичкой весом 1,8 кг и выстреливается со скоростью 600 км/ч. Проводятся климатические испытания на статику, на вибрацию и другие. Словом, это была целая программа.

    Сегодня уже наши стёкла используются в самолётах СУ-57. Ведутся серийные поставки. Будут поставляться стёкла для вертолётов новых поколений.

- А гражданская авиация будет использовать вашу продукцию?
- Да, участвуем в конкурсе на остекление самолётов МС-21 в рамках программы импортозамещения. Наконец, стало понятно, что надо ставить свои стёкла, а не рассчитывать на зарубежные поставки.

    Будут создаваться также самолёты  SSJ-75. Это пассажирский самолёт Сухого на 75 мест, который будет состоять в основном из отечественных компонентов в отличие от SSJ-100. Надеемся выиграть конкурс на поставки стёкол для этих машин.

- Будут ли какие-то особенности в производстве?
- Будем предлагать гетерогенные конструкции, где используется и силикат, и поликарбонат одновременно. У поликарбоната кроме всего положительного есть одна отрицательная характеристика – плохая образивостойкость, то есть материал не твёрдый, не выдерживает воздействия песка и пыли при взлёте или посадке или при протирке тряпкой. Поэтому нужно покрывать сверху специальным лаком, который в разы повышает образивостойкость.
Гетерогенный материал – это тонкий слой силиката сверху и основной толстый слой из поликарбоната.

- Где ещё, кроме самолётов, может использоваться ваше изобретение?
- Предлагали продукт для железнодорожных локомотивов, но эти поставки сочли дороговатыми. Сейчас у нас есть заказ на самолёты СУ-34, СУ-35.

    Государственный научный центр Российской Федерации «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина» (входит в холдинг АО «РТ-Химкомпозит» Госкорпорации Ростех) поступательно расширяет программу научной деятельности. Согласно программе инновационного развития предприятия объем научно-исследовательских работ (НИР) в структуре доходов должен вырасти к 2020 году до 1,2 млрд рублей.
    В 2019 году ученые ОНПП «Технология» начнут выполнять шесть новых научно-исследовательских работ, уже получивших одобрение межведомственного экспертного совета Минпромторга РФ. В целом в этом году будут выполнены НИР в рамках госконтрактов на сумму, превышающую 200 млн рублей. В прошлом году были успешно проведены исследования в рамках пяти контрактов по государственной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Новости по теме
В Калуге обсудили итоги и планы организации весеннего призыва граждан на военную службу

В Калуге обсудили итоги и планы организации весеннего призыва граждан на военную службу

Тема профилактики лесных пожаров стала одной из ключевых задач лесного хозяйства в 2024 году

Тема профилактики лесных пожаров стала одной из ключевых задач лесного хозяйства в 2024 году

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика