Флаг вам в руки!

Капитолина КОРОБОВА
29.03.2021 08:00
В России готовятся запретить пластиковую посуду и трубочки.

Профессор КГУ имени Циолковского Игорь Лыков в интервью нашей газете 5 марта рассказал, что ежедневно жители нашей области выбрасывают 45 тонн пластиковых пакетов и 270 тонн пластмассовых бутылок из-под молочных продуктов, пива, шампуней, 50 тонн пластиковой тары (бочки, канистры) и 80 тонн в день строительных упаковочных материалов. 

И только 5 % пластика, по утверждению Игоря Николаевича, идет на повторную переработку.

Тему борьбы с загрязнением пластиковыми материалами мы начали в канун Всемирного дня защиты прав потребителей. Ей была посвящена и конференция, которая прошла в Управлении Рос-потребнадзора по Калужской области.

В своем докладе начальник калужского Управления Роспотребнадзора Светлана Рожкова привела такие данные: если не принять сегодня кардинальных мер, к 2040 году в Мировом океане окажется в три раза больше пластика, чем рыбы. 40 процентов произведенного пластика выбрасывается после одного использования.

В этой связи Роспотребнадзор напоминает, что требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и для окружающей среды.

Светлана Александровна сообщила, что, по данным статистики европейских стран, 72 % посетителей магазинов приносят свои пакеты для повторных покупок, 2 % используют многоразовые бутылки для питья, 74 % потребителей готовы платить больше за экологически безвредные упаковочные материалы.

У нашей страны такой статистики почему-то нет.

По данным международных экспертов, 100 тысяч морских млекопитающих и 1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды Мирового океана попадает 8 миллионов тонн. 

Какие меры принимают российские торговые сети для того, чтобы смягчить ситуацию и избежать экологической катастрофы? Доверимся информации-отчету, которую специально к Дню защиты потребителей подготовили представители торговых сетей, работающих на территории нашей области. Правда, поделиться захотели не все. Видимо, сказать нечего. А вот две сети сделали это охотно.

Маргарита Бетц, санитарный врач гипермаркета «Глобус»:
- Мы обеспечиваем раздельный сбор отходов, собираем и утилизируем пластиковую и картонную упаковки, а также передаем на переработку использованные батарейки и лампочки. Стремимся к сокращению потребления пластика. Мы предлагаем нашим покупателям альтернативу пластиковым пакетам - многоразовые тканевые и большие прочные сумки, бумажные пакеты и полностью разлагаемые сертифицированные пакеты-майки. Для весовых продуктов и овощей у нас есть сумки-сеточки. Покупатели могут приходить к нам с собственными контейнерами для покупки блюд. За один год работы мы сдали на переработку  980 тонн пленки и 150 тонн пластика.

Марина Соловьева, помощник территориального управляющего ООО «ВкусВилл»:
- У нас очень много экопроектов по утилизации. Остановлюсь на самых масштабных, охватывающих до 70 % наших магазинов. Самый значимый проект, которому исполнилось три года, это сбор и утилизация пластмассовых крышечек. Для сбора установлены контейнеры.

Особенно часто крышечки приносят дети. Это очень радует, видимо, в школах педагоги проводят экологическое просвещение. Эти крышечки мы сдаем на завод по переработке «Вторполимер» в Петербурге. Вырученные деньги направляем в благотворительные фонды для покупки средств передвижения для детей-инвалидов-колясочников.

Очень много посетителей магазинов сдают батарейки. Это очень активный процесс. К сожалению, их перерабатывает только один завод в Челябинске. Этого мало.

Также у нас существует сбор пластиковых карт. Мы приняли уже более 500 кг такого пластика. К сожалению, карты соглашается принимать только один переработчик, который измельчает их в порошок, и затем никому не нужные карты обретают вторую жизнь, становясь вторсырьём для строительных заводов. Там из полученного порошка делают подоконники, сайдинг и другие материалы для ремонта.

Мы мотивируем покупателей отказаться от пластиковых пакетов и упаковки под названием «маечки». В начале нашего пути все это у нас было бесплатным, но чтобы снизить потребление пластиковой упаковки, мы стали брать плату. В итоге ее потребление снизилось на 11 %. 
Заинтересовываем покупателей многоразовыми сумками и мешочками, начисляем за их покупку дополнительные бонусы, при покупке товара на определенную сумму мы дарим их.

Есть у нас фондоматы по сбору пластиковых бутылок и алюминиевых банок. Их пока не так много, как хотелось бы.

А ещё не так давно мы открыли пункты сбора мягкой пластиковой упаковки от чипсов, сухариков, попкорна, мороженого, печенья, круассанов, мармелада, батончиков, шоколадных сырков, упаковки от хлеба, круп, макарон, пельменей, замороженных овощей, от туалетной бумаги и средств гигиены, от сухих кормов для животных.

Все это замечательно, но, увы, большинство из тех проектов, о которых рассказала Марина Григорьевна, используется в практике магазинов этой торговой сети крупных столичных городов, а не таких провинциальных, как Калуга.

Будем надеяться, что государственная программа заставит заниматься борьбой с загрязнением пластиком всех и везде без исключения.

Надежда на это появилась после выступления на прошлой неделе вице-премьера РФ - заместителя председателя правительства РФ Виктории Абрамченко на форуме «Чистая страна». Она заявила, что правительство РФ занимается разработкой запрета неперерабатываемого пластика, в том числе одноразовой посуды и трубочек для напитков. Вице-премьер подчеркнула, что к 2030 году необходимо добиться извлечения 50 % вторичных материальных ресурсов из всей массы отходов, что позволит вдвое сократить захоронение отходов и вдвое меньше использовать первичные ресурсы.

Ее слова прокомментировал глава Российского экологического оператора Денис Буцаев. Он подчеркнул, что без должного контроля такая система может не заработать. В этой связи нужна информационная система прослеживания товара, продукта и материала от момента его изготовления до переработки или захоронения.




Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика