Гости Калужского музея изобразительных искусств могут не только познакомиться со свадебной модой разных стран и эпох, но и в прямом смысле заглянуть в гардероб высокопоставленных модниц и любимых звезд прошлого. А представляют наряды куклы. С выставкой «Свадебный альбом» нас знакомит дизайнер и коллекционер из Орла Наталия Алёшина.
Эксперименты и традиции
И чего только на выставке нет! Куклы в длинных струящихся платьях, придающих моделям утонченность и изя-щество, в эффектных мини. Пышные фасоны и годе соседствуют с платьем с заклепками на экстравагантной красотке – девушке в стиле HARLEY-DAVIDSON. Изготовители кукол дают волю фантазии. Каждый кукольный наряд имеет не только свой крой, но и обилие ярких акцентов. Среди цветов, бантов, кружева, бусин, бисера, пуха и перьев встречаются довольно редкие вышивки, что придает образу невесты оригинальность. Так, на наряде одной из новобрачных – вышивка с ирландскими мотивами, корсаж платья расшит кельтскими узорами.Свадебная мода – это всегда простор для экспериментов, ведь бракосочетание – важное событие в жизни молодой пары. Каждая невеста не прочь побыть в роли принцессы, а жених становится прекрасным принцем.
В числе других посетители могут увидеть серию из четырех кукол – представительниц Италии, которые «рассказывают» семейную историю. Одна из них невеста 1900 года, далее – муза 30-х. Потом еще одна эпоха и еще один идеал красоты – невеста 60-х.
И вот уже образ новобрачной в 1990-е.
– Не трудно догадаться, что это один и тот же наряд, который неоднократно перешивался: силуэт 1900 года повторяется в 90-х, но платье переделано на современный лад, – говорит Наталия. – Это отсылка к традиции, когда прабабушкино платье передавалось по наследству и несколько поколений невест в одной семье шли в нем под венец, передавая друг другу эстафету счастья!
В наряде с бахромой и перьями замуж выходит коренная жительница Америки, а вот индианка восхищает алым сари, расшитым золотыми нитями, и многочисленными браслетами на запястьях. У невесты и жениха из Японии – традиционные кимоно с тонкой вышивкой и специальные веера в руках. Орнамент, расшитый вручную, и на костюме новобрачной из Поднебесной.
Свадебная кукла – это настоящее произведение искусства. Кукол мы с родителями собираем с 1994 года. Сейчас коллекция составляет свыше тысячи экземпляров, ее небольшую часть мы привезли в Калугу. А началось все с первой подаренной Барби, для которой мы с бабушкой придумывали и шили платья. Детское увлечение подарило мне желание стать дизайнером, а коллекционирование явилось способом сохранить подобную красоту.
Диана, Элизабет, Мэрилин, Белла...
Очень заметны на выставке портретные куклы королевской фамилии: принц Чарльз и принцесса Диана, Грейс Келли – принцесса Монако, супруга князя Ренье III, принц Уильям и его жена Кейт Миддлтон, а также кинодив – Элизабет Тейлор, снявшейся в фильме «Отец невесты», Кристина Даэ в образе невесты и загадочный Призрак из любимой многими зрителями картины «Призрак оперы».
Соблазнительные формы Мэрилин Монро выгодно подчеркивает ее наряд – платье из музыкальной комедии «Джентльмены предпочитают блондинок». О, неподражаемая Мэрилин, секс-символ 50-х!
А еще – кукольный образ актрисы 1930-х годов Джоан Кроуфорд в алом блестящем платье и герои фильма «Сумерки» – все это великолепие – работа фирм «Тоннер» и «Франклин Минт», а также признанных мастеров-кукольников Роберта Тоннера, Боба Маки и других. В 90-х годах XX века кукольница Дана Гибсон создавала кукол по иллюстрациям своего прадеда, знаменитого американского художника и иллюстратора XIX столетия Чарльза Дана Гибсона.
В одной из витрин – молодая пара, рядом мама невесты теребит в руках платочек. На щеке слеза – как тяжело выдавать замуж единственную дочь! В западной традиции свадебное торжество не обходилось без участия малышей – это всегда трогательно. Девочка держала фату или шлейф платья, мальчику было доверено нести кольца. На выставке этот сюжет повторяется в куклах. Рядом с молодыми – дети, но по мимике и жестам видно, что стоять и ждать им надоело, они переминаются с ноги на ногу. У мальчишки немного шкодливый взгляд: он уронил с подушечки второе кольцо…
– Свадебных традиций очень много, в каждой культуре свои, – рассказывает Наталья. – Например, вы знаете, откуда пошла мода носить вуаль? Все очень просто – этот элемент свадебного гардероба, как и фата, был символом покорности. Несмотря на это, вуаль покорила дамские сердца.
Если говорить про классический белый наряд невесты, он появился на свадебной церемонии королевы Виктории и принца Альберта в 1840 году и с того момента массово вошел в моду. Белое шелковое платье королевской особы, в котором сочеталось множество оборок и кружев, было отмечено многими, хотя до этого наряд на свадьбу был просто праздничным, в нем можно было выйти и в пир, и в мир.
Фото автора.