Сегодня каждый человек, даже далекий от компьютеров, хотя бы раз слышал об IT (или по-русски ИТ – информационные технологии). А многие даже мечтают найти работу в этой сфере. О том, чем полезны и опасны информационные технологии, мы беседуем с доцентом, заведующим кафедрой информатики и информационных технологий КГУ им. К.Э. Циолковского Вадимом ВИНОГРАДСКИМ.
Начало «компьютерного дела» в России
– Вадим, вы окончили школу в 1987-м, когда у нас о компьютерах только читали, да и то в основном в журнале «Наука и жизнь» или фантастической литературе. Как вы пришли к этой профессии?
– Не сразу. Поступил на физмат нашего Калужского пединститута, но еще со школы интересовался компьютерами. Теперь многие и не знают: раньше один компьютер мог занимать шести-семиэтажное здание – там на бобинах крутились перфокарты. Так компьютер «думал». На работе у моего отца был именно такой.
– И как же вы стали программистом?
– Когда хорошо знаешь физику и математику, все остальное проще. Желающий ищет возможности.
– Какие были возможности в начале 90-х?
– Прежде всего я окончил школу переподготовки при высшей школе экономики в Москве, там готовили на программистов. И уже с 1995 года стал работать инженером-программистом первой категории в вычислительном центре Управления здравоохранения Калужской области.
– На каком компьютере?
– Многие помнят – в начале девяностых появились 286-е, потом – 386-е и 486-е компьютеры и как апофеоз – в 1995 году «пентиумы». Это была уже вполне приличная машина, чтобы решать многие задачи.
– Какие прежде всего?
– Учет и контроль. Появились первые системные администраторы на предприятиях, в торговых и иных сетях. Их задача была объединить всю информацию со всех объектов, систематизировать ее, сделать удобной для руководителей бизнеса или производства. Чтобы они могли понять, как бизнес развивается и какие управленческие решения стоит принимать.
Этот безумный мир?
– Сейчас информационные технологии шагнули в жизнь, если можно так выразиться…
– Можно. Информационные технологии – это уже не просто инструмент для ускорения или понимания каких-то процессов. Это отдельная субкультура, и она стала влиять на развитие общества и тех отраслей, где появляется. Сейчас трудно назвать хоть одну сферу деятельности, где не используются ИТ. Часто информационные технологии меняют саму суть какой-либо профессии.
– Даже творческой?
– В некоторой степени. В литературе, к примеру, ИТ меняют формат: успехом пользуются те авторы, что пишут краткие познавательные или художественные эссе, которые вмещаются на страничку, видимую целиком в телефоне.
– Но сфера искусства остается за человеком?
– Как и сфера эмоций – да. Но при этом поток информации, которую потребляет современный человек по сравнению с двумя поколениями предков, возрос в десятки и сотни тысяч раз. Пространство буквально наполнено информацией.
– Вадим, мне приходилось читать статьи аналитиков о том, что упрощение и упразднение информации до понятного «плоского» клише способствует оглуплению людей. И делается это так называемыми глобальными элитами намеренно: ведь быдлом легче управлять.
– Ну, так было со времен фараонов. Какие-то знания жрецы всегда утаивали, чтобы оставаться господствующим классом. Но у человека против «серой» информации есть отличный барьер: образование и здравый смысл.
– Образование не всегда помогает, а здравый смысл порой теряется перед агрессивным навязыванием услуг и красиво упакованным псевдотоваром. Например, «выигрыш в лотерею». В Калуге некоторые теряли все сбережения… Как уберечься?
– Первое: лучше никому не называть номер карты. Второе: никогда, ни при каких обстоятельствах не называть цифры на обороте карты! Даже работникам банка. И помнить народную мудрость: бесплатный сыр – только в мышеловке!
– А как уберечь детей? Они сидят в телефонах часами – игры яркие, они интереснее обыденной жизни. Как быть?
– Установить родительский контроль над телефоном ребенка. Во что он играет, что скачивает, сколько времени проводит в интернете – все это необходимо контролировать и есть способы позволяющие установить такой контроль директивно. Пока ребенок мал и его психика и мировоззрение не сформированы, необходимы жесткие запреты. Это нормально.
Найти свою нишу
– Вадим, чему учат студентов, поступивших на направление подготовки «Информационные системы и технологии»?
– Вот именно этому и учим. Мы даем широкое фундаментальное образование. И уже внутри него готовим специалистов по работе с информационными технологиями. Они могут создавать ИТ-продукты, настраивать, внедрять, обслуживать, консультировать с использованием самых современных методов и технологий.
– Откуда «самые современные методы»?
– Наши преподаватели проходят дополнительную переподготовку в самых авторитетных ИТ-центрах – например, при Московском институте радиотехники и электроники. Кроме того, у нас 25 процентов преподавателей – люди, работающие в области ИТ.
У нас сейчас более десятка работодателей, которые предоставляют работу выпускникам. Треть студентов уже работает. Все магистранты трудоустроены. Информационные технологии – это неисчерпаемая, динамично развивающаяся отрасль, и каждый может найти здесь свою нишу.
Информационные технологии – это не дикий зверь, не пугало, не панацея, а просто инструмент, который можем использовать мы. Или с помощью которого могут использовать нас, если мы не включаем здравомыслие.
Фото из архива Вадима Виноградского.