Не обязаны?
Сегодня мы публикуем письмо нашего читателя, который столкнулся с проблемой впервые в родном «Магните». Родном потому, что он три года кряду, возвращаясь с работы, покупает там продукцию. Но…«Начался год 2021-й - и понеслось: порошок «Ариель Ленор» - 249 рублей в торговом зале, а касса пробивает мне 319 рублей. Возвращаюсь в зал, снимаю ценник, несу на кассу, произношу фразу: «По закону о правах потребителей вы обязаны продать мне порошок по указанной цене». Ответ кассира: «Ничего мы не обязаны, можем только возврат сделать. Оформляем возврат».
Наша коллега, семья которой постоянный клиент «Магнита», тоже рассказывает о том, что такого рода недоразумения (мягко сказано) в их магазине случаются постоянно. Грешат такими делами и другие магазины, в откликах покупателей «Дикси», «Пятерочка» и даже «Глобус».
Жалоба в соцсетях отрезвляет
Чем помочь? Даже если вы будете требовать жалобную книгу, это не поможет. Новый закон о правилах торговли ее упразднил. С 1 января 2021 года в магазинах она не требуется. Теперь самое эффективное рассказывать о нарушении твоих прав, проще говоря, об облапошивании, в социальных сетях.В нашей области, например, виртуальной электронной книгой жалоб стала группа «Плохая покупка» в социальной сети ВКонтакте. Здесь можно прочитать многочисленные отзывы покупателей о реальной работе сферы услуг.
Эффективность этой группы в том, что предприниматели, которые дорожат репутацией своих заведений, тут же отвечают, какие меры будут приняты, и публично извиняются.
Вот, к примеру, из недавнего. Калужанка рассказала, что заказала пиццу в популярной пиццерии. Но сделала это за час до закрытия заведения. Ей клятвенно обещали приготовить пиццу и доставить на дом. Обещали и второй раз, когда спустя 50 минут она перезвонила. Однако в итоге заказчица и ее гости остались ни с чем. Обманули.
Спустя день после публикации жалобы на нее ответил хозяин пиццерии. Искренне извинился, сказал, что претензия справедлива, она стала поводом для разбора недостойного поведения сотрудника по отношению к клиенту. В знак примирения хозяин пиццерии обещал калужанке бесплатные пиццы с доставкой на дом в течение недели.
К сожалению, подобные случаи редки. Если есть жалоба, то хозяева скорее начнут упрекать в чем-то клиента, чтобы обелить себя. Впрочем, на стороне покупателя - Закон «О защите прав потребителя». И мы готовы консультировать вас, наших читателей, с помощью специалистов Роспотребнадзора.
Сегодня мы еще раз обратимся к теме обмана с ценниками. Как поступать в случае, когда вы столкнулись с таким мошенничеством, рассказывает заместитель руководителя регионального Управления Роспотребнадзора Евгения Пальчун.
Не всегда это злой умысел
- Евгения Анатольевна, часто ли у вас бывают жалобы на подобные случаи?
- Это довольно распространенная ситуация в супермаркетах самообслуживания. Жалобы на разные магазины, но одно их объединяет - цена на кассе отличается в большую сторону от цены, которая была указана на ценнике.
- Что же делать покупателю?
- Для начала необходимо позвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Скорее всего, вам начнут рассказывать, что поступила очередная партия товара, цена на него уже другая и сотрудники просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая.
Возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а обычная халатность персонала. Но вас это не должно волновать по следующим причинам.
Пункт 1 статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, то есть продать вам товар по цене, указанной на ценнике.
Жалуйтесь по правилам!
- Но что же делать, если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше законное требование?
- Напишите жалобу и передайте ее администратору магазина. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение.
Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Иначе администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования. Если есть возможность - сфотографируйте ценник в качестве доказательства, хотя бы с мобильного телефона. Если у вас получится добавить в кадр дату и время - будет еще лучше.
Обратитесь к нам в Управление Роспотребнадзора или наш территориальный отдел с заявлением. К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек. В большинстве случаев, если вы будете делать то, что я перечислила, вам вернут разницу в цене еще в магазине и не будут с вами спорить и доводить до жалоб в Роспотребнадзор. Ведь лучше вернуть десять рублей и забыть про вас, чем потом платить штрафы и принимать проверки.
В любом случае советую всем, кто столкнулся с нарушением прав потребителя, не оставлять это без последствий. В советские времена согласно Уголовному кодексу данное расхождение цен трактовалось как обсчёт и жестко каралось. Сейчас за эту халатность уже не сажают, но привлечь к административной ответственности нерадивого продавца можно.
Не всегда это злой умысел
- Евгения Анатольевна, часто ли у вас бывают жалобы на подобные случаи?
- Это довольно распространенная ситуация в супермаркетах самообслуживания. Жалобы на разные магазины, но одно их объединяет - цена на кассе отличается в большую сторону от цены, которая была указана на ценнике.
- Что же делать покупателю?
- Для начала необходимо позвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Скорее всего, вам начнут рассказывать, что поступила очередная партия товара, цена на него уже другая и сотрудники просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому так и получается, на ценнике цена одна, а в кассе уже другая.
Возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а обычная халатность персонала. Но вас это не должно волновать по следующим причинам.
Пункт 1 статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, то есть продать вам товар по цене, указанной на ценнике.
Жалуйтесь по правилам!
- Но что же делать, если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше законное требование?
- Напишите жалобу и передайте ее администратору магазина. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение.
Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Иначе администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования. Если есть возможность - сфотографируйте ценник в качестве доказательства, хотя бы с мобильного телефона. Если у вас получится добавить в кадр дату и время - будет еще лучше.
Обратитесь к нам в Управление Роспотребнадзора или наш территориальный отдел с заявлением. К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек. В большинстве случаев, если вы будете делать то, что я перечислила, вам вернут разницу в цене еще в магазине и не будут с вами спорить и доводить до жалоб в Роспотребнадзор. Ведь лучше вернуть десять рублей и забыть про вас, чем потом платить штрафы и принимать проверки.
В любом случае советую всем, кто столкнулся с нарушением прав потребителя, не оставлять это без последствий. В советские времена согласно Уголовному кодексу данное расхождение цен трактовалось как обсчёт и жестко каралось. Сейчас за эту халатность уже не сажают, но привлечь к административной ответственности нерадивого продавца можно.
Фото из открытых источников.