Когда в очередной раз видишь на улицах областного центра скрюченных в три погибели уличных торговцев, которые продают свой дачный урожай, сразу вспоминаются отменные условия, созданные своим подопечным организаторами калужских ярмарок и фестивалей. Это сотрудники Агентства развития бизнеса и их творческая коллаборация с Бюро городских проектов «ТОЛК».
Изящество не для всех
Участники уличных мероприятий, которые проходят под эгидой агентства, имеют возможность вести торговлю в очень комфортных условиях, причем как для предпринимателя-продавца, так и для покупателя. И все это прекрасно вписывается в городское пространство.
Недавний пример - фестиваль «Калуга. Улица. Еда», где несколько аллей были задействованы под торговлю сувенирной, книжной, hand made-продукцией. Прилавки, с которых велась торговля в тесных аллеях сквера на Старом Торге, не выглядели массивно и удручающе. Наоборот, они являлись украшением территории фестиваля, поскольку конструкция смотрелась очень изящно и празднично.
А функционал оценили те, кому приходится заниматься уличной торговлей: конструкция легко собирается-разбирается, на ней предусмотрен тент от палящего солнца и дождя. Меловая доска над каждой секцией дает возможность написать название фирмы или фамилию товаропроизводителя. Если в считанные часы сменится продавец, он быстро мокрой губкой стирает предыдущую надпись и пишет свою. Дорогих табличек не требуется.
Горизонтальная планка прилавка размещена на таком уровне, чтобы покупателю было удобно рассматривать товар и при этом продавец не стоял в сгорбленном-скрюченном положении, предлагая на продажу свои изделия.
К сожалению, слово «сгорбленный» очень характерно для садоводов-дачников, которые торгуют на улицах Калуги. Понятно, что дачник со своими морковками-помидорками по уровню благосостояния не может стать в один уровень с предпринимательским сообществом, входящим в Агентство развития бизнеса. Садоводы приходят торговать самостоятельно, стихийно, а предприниматели собраны в серьезное профессиональное сообщество. Одни могут себе позволить потратиться на достойные прилавки для торговли, а другие нет.
И тем не менее хотелось бы видеть ежедневную уличную торговлю современной и удобной как для продавца, так и для покупателя. Торговля на асфальте с картонки не только неудобна, антисанитарна, но и приносит репутационные минусы облику города. А если городскому бюджету дорого такое приобретение, то, может быть, калужский бизнес проявит инициативу и на свои кровные поможет бабулям с морковками торговать цивилизованно?! В первую очередь ответ хотелось бы услышать от владельцев нового рынка на Плеханова. Богато оснащенный частный рынок, красивый и современный, оставил за порогом пару десятков дачников, которые торгуют с земли по соседству.
Комфорт заложен в заказе
«Мобильный киоск», «Летник» — это профессиональное название конструкции, о которой мы ведем речь. Автор работы Анна ГЕЛЯЗОВА, руководитель архитектурных проектов Калужского бюро городских проектов «ТОЛК», своим реализованным проектом показала, что и в Калуге есть вариант уличной цивилизованной торговли.
- Анна, какую задачу ставили перед вами заказчики – Агентство развития бизнеса?- Летники придумывались три года назад под их конкретный запрос. Требовалось разместить продавцов меда на фестивальной площадке «Вкусный сентябрь» в Гостином Дворе и создать для них комфортные места торговли (защитить от солнца и осадков, сделать удобной выкладку товара и предусмотреть место для его хранения). Все задачи были выполнены.
- Получилась эксклюзивная конструкция?- Визуальный аналог взят с европейских ярмарок. Но размеры и конструктив для Калуги полностью разрабатывались мной.
- Очень достойная работа, хочется ее тиражировать на всю область. Образец можно использовать и для работы уличных торговцев в Калуге и других городах нашего региона. Какова стоимость конструкции?- Три года назад секция стоила 25 тысяч рублей, сейчас эта цена уже не актуальна из-за подорожания дерева, ткани «Оксфорд» (она европейского производства) и финской краски, которую мы использовали. Если ткань и краску менять на российского товаропроизводителя, то и тогда конструкция будет стоить не меньше 30 тысяч рублей.
- Для городского бюджета вариант дороговат, но мир не без добрых людей, предпринимательское сообщество в нашей области нельзя исключать из помощников.- Если предоставлять конструкцию под запрос города, то ее надо дорабатывать. Овощи, фрукты требуют другой выкладки. Мои летники хороши под торговлю ягодами, цветами. А более габаритный товар требует другой модуль. Впрочем, если поступит заказ, можно будет сделать коллекцию разнообразных модулей в едином стиле для всевозможной уличной торговли.
- Наверное, очень пригодились бы ваши конструкции у здания нового калужского рынка. Представляю их вдоль бокового фасада по улице Дзержинского.- Не думаю. У рынка нет необходимости ежедневно собирать-разбирать летники. Там уместнее было бы сделать капитальное сооружение, легкое и более основательное, то есть не мобильное. К примеру, это могут быть три прилавка с секциями по два метра. За ними дачникам будет удобно стоять в любое время, когда бы они ни пришли.
- Логично. А где на улицах Калуги, по вашему мнению, были бы уместны мобильные сборно-разборные летники? Судя по всему, уличная торговля непобедима, и с ней смирились городские власти, поэтому давайте прикинем варианты.- Можно поставить в местах стихийного скопления торговли дачной продукцией: на Плеханова, на площади Победы, возможно, на улице Кирова (угол Рылеева). А вот у рынка на Герцена, 27, это сделать невозможно, там узкая улочка. Мы готовы к сотрудничеству со всеми, кому потребуется наша творческая работа.
Свои комментарии присылайте на адрес редакции: г.Калуга, ул. Марата, 10, «КГВ», или звоните по телефону 56-25-18.
Фото автора.