Свою программу «Renaissance Beethoven» музыканты посвятили творчеству Людвига ван Бетховена. В этом году фестиваль Фонда Рихтера проходит под знаком 250-летия со дня рождения великого немецкого композитора.
– Бетховен – личность такого масштаба, что даже в составе ансамбля старинной музыки – а Бетховен не относится, условно говоря, к числу композиторов старинных – мы не могли остаться в стороне от его 250-летнего юбилея, – рассказывает основатель, художественный руководитель ансамбля и ведущий концерта Иван Великанов. – Мы решили исполнить его сочинения таким экстравагантным образом в качестве приношения композитору от людей из прошлого.
И в этом есть некая игра: молодые музыканты исполнили произведения классика словно «из прошлого» – именно так могла звучать европейская вокально-инструментальная музыка за сотни лет до его рождения.
Получился интересный музыкальный эксперимент-импровизация, который наверняка удивил бы и порадовал классика. Во времена Бетховена, а это конец XVIII — начало XIX веков, все эти инструменты давно вышли из музыкального обихода или обрели несколько иную форму.
– Увидев сакбут, Бетховен решил бы, что это тромбон, чуть-чуть отличающийся от таких, которые он сам применял в своей музыке, – предполагает Иван Великанов. – Насчет цинка – он бы улыбнулся и сказал, что видел его у каких-то подвыпивших пожарных на каких-то городских мероприятиях – к началу позапрошлого века этот инструмент в профессиональной музыке уже практически не использовался. Старинная лютня и в поэзии, и в литературе продолжала долго фигурировать и, конечно, была известна в эпоху Бетховена. Хотя у него уже нет сочинений для этого инструмента.
А вот один из предков скрипки – виола да браччо – его очень бы повеселил. Виолы к тому времени уже были вытеснены классическими скрипками и другими инструментами этого семейства, которые мы знаем сегодня.
Музыкант заметил, что сам Бетховен был очень веселым человеком, а отнюдь не «трагическим революционером», каким мы представляем его после курса музыкальной литературы.
В исполнении Alta Capella прозвучали сочинения Бетховена, песни разных народов в обработке композитора, произведения Диего Ортиса и Иоганна Себастьяна Баха.
НАША СПРАВКА
Вот уже более десяти лет Alta Capella знакомит слушателя с духовной и светской музыкой XIV - XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Ансамбль использует исключительно аутентичные инструменты, звучание которых воссоздает подлинный дух музыки Ренессанса.
Вот уже более десяти лет Alta Capella знакомит слушателя с духовной и светской музыкой XIV - XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Ансамбль использует исключительно аутентичные инструменты, звучание которых воссоздает подлинный дух музыки Ренессанса.
Фото автора.