Что в имени тебе моём?

Капитолина КОРОБОВА
30.04.2021 11:03
Музейные работники поделились опытом привлечения посетителей.

Министерство культуры РФ пригласило директоров музеев и туроператоров Центрального федерального округа в Калугу на экспертнометодическую конференцию «Событийный туризм как средство продвижения музеев»

Выживать надо

После пандемийных ограничений открылись музеи. Как думаете, сколько человек поставят восклицательный знак после этой сообщения? По официальной статистике, россияне от этой информации особой радости не испытали. Поток посетителей ВО ВСЕ музеи страны сильно сократился.

– Для нас очевидно, что потоки не вернутся. Я говорю о перспективе краткосрочной и среднесрочной, потому что границы ещё закрыты, – заявила на совещании в Калуге заместитель министра культуры РФ Алла МАНИЛОВА. – Но и многие отечественные туристы не торопятся путешествовать. А это значит, что нельзя терять времени, сейчас каждому директору нужно бороться за своего посетителя, формировать спрос на свой музей.

По мнению замминистра, в сложившейся ситуации музейщики вместе с чиновниками Минкультуры должны придумать, как привлечь посетителей.

Почему семинар-конференцию организовали в Калуге? Здесь открылась вторая очередь Музея истории космонавтики, который Алла Манилова назвала выдающимся. Музейщики постарались не упустить такой исторический момент познакомиться с экспозицией и современным техническим оснащением.

Креатив на первом месте

К разговору о том, как научиться соблазнять потенциального посетителя, привлекли самых авторитетных экспертов страны. В Калуге выступили Майя Ломидзе, директор Ассоциации туроператоров России, с докладом «Как музею стать доброжелательнее для туристов?», Елена Проничева, гендиректор Московского политехнического музея, с темой «Событийный маркетинг как основа для продвижения современного музея», Ольга Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии, поделилась тем, как надо выстраивать диалог между музейщиками и туроператорами.

Кстати, эта тема вызвала наибольшую дискуссию. Те музейные работники, которые находятся на бюджете государства, области, ведомства, района и получают зарплату независимо от турпотока, не видят большой заинтересованности в тех, кто им привозит группы туристов.

Никаких денежных оптовых скидок для туроператоров не делают, не бегут со всех ног предоставлять им экскурсоводов, не идут на уступки по времени проведения экскурсии и т.д. Пока полного понимания между этими двумя структурами нет.

А вот частные музеи всегда в тесном контакте с туроператорами, поскольку они могут варьировать время пребывания посетителей, тему, которую хотят услышать туристы, стоимость входных билетов в зависимости от численности группы, предоставлять различные бонусы. Сотрудники частных коллекций работают не по стандарту, без консервативных музейных рамок, ведь их зарплаты напрямую зависят от того, сколько входных билетов купят гости, заинтересованные в том, чтобы увидеть их экспозицию.

Именно поэтому на семинаре два калужских частных заведения – музей бумаги «Бузеон» ( презентацию сделал директор Константин Гавриленко) и галерея «PRO ARTS» ( представил проект его соавтор Алексей Майоров) – стали центром внимания туроператоров. Они тут же заинтересовались условиями экскурсий и напросились в гости для мониторинга услуг.

Дайте порох в пороховницы!

Презентации же бюджетных областных калужских музеев не вызвали положительных эмоций у Аллы Маниловой и, судя по реакции зала, были скучны, сумбурны и старомодны по подаче, особенно это касалось их рекламных роликов. Назвать четко пять причин-аргументов, почему посетитель должен прийти в их музей, что требовалось согласно заданию семинара, они не смогли.

– Эти пути подхода свидетельствуют о том, что здесь не умеют магнетизировать свои возможности. Надо научиться продвигать, продавать то, что у вас есть на туристском рынке. И начинать нужно с умения самоидентифицироваться, – прокомментировала замминистра культуры.

Оказалось, что при всем богатстве и уникальности калужских экспозиций работать на привлечение своей аудитории у нас не умеют. Современными маркетинговыми технологиями не пользуются. В наших музеях нет даже туалетов! Что уж говорить о кафе, наличие которых тоже, как оказывается, в современном мире очень важно для посетителей.

К слову, этому немаловажному аспекту на семинаре в Калуге была посвящена отдельная лекция «Гастрономическая составляющая в работе музеев». Её прочитал ас в этом деле Леонид Гелибтерман, президент Международного гастрономического центра.

Видеопрезентация событийного календаря Калужской области, которую представило региональное министерство культуры, вызвала у Аллы Маниловой неприятие по видеоряду и концепции подачи.

– На ночь такое смотреть нельзя, – пояснила она, пытаясь отделаться шуткой. – Но запоминается...

После блока выступлений калужан заместитель министра заявила, что своими отдельными музеями (кроме Музея истории космонавтики) наша область не сможет зацепить массового посетителя и туриста. Она порекомендовала руководству региона продвигать тему русской провинции с ее роскошными природными богатствами, душевностью и самобытностью малых городов. Алла Юрьевна считает, что именно это будет интересно столичным жителям и благодаря этой теме можно сразу же получить много туристов. А музеи уже будут как дополнение к путешествию, тем более здесь сохранилась усадебная культура.

Овация профессионалу 

Между тем, как показал семинар, успех музеев по продвижению своих услуг в большинстве случаев зависит от руководителя. Любимцем калужского семинара после своего выступления стал Сергей Ступин, директор Государственного мемориального и природного заповедника Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново». Его Алла Манилова представила как руководителя, который пришел в умирающий музей, практически к закрытой развалившейся двери.

Благодаря креативу и профессионализму Сергея Афанасьевича всего за два года музей сделал фантастический рывок в своем возрождении. Он даже в пандемию, работая в режиме онлайн, сумел собрать десятки тысяч просмотров и приобрести новых друзей. Теперь это современный научный и культурно-образовательный центр, притягательный для разных категорий туристов. 

Музей уже работает с многомиллионной прибылью. Только за 9 дней новогодних каникул в этом году экспозицию музея посетили 5 тысяч человек! Здесь постоянно устраиваются различные концерты, фестивали, фирменные праздники. И это не банальное времяпрепровождение для отчетности. Все мероприятия проходят на ура. Есть даже российский эксклюзив, который придумал Сергей Афанасьевич. На территории усадьбы теперь проходит слет караванеров, что привлекло к музею тысячи любителей автомобильного туризма.

Участники калужского семинара стоя аплодировали успеху директора. А он в свою очередь поделился с ними технологиями работы на прибыль.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика