Вся его трудовая биография связана с Калужским турбинным заводом, где он прошел путь от инженера до генерального конструктора. По инициативе турбинистов и властей города в сквере, носящем имя Владимира Кирюхина, установлена памятная стела, посвященная академику.
Основатель атомного флота страны
Автор стелы в виде турбинной лопатки с барельефом Владимира Кирюхина – главный архитектор Калуги Алексей Комов.
На торжественное открытие памятника собрались представители власти, ветераны и руководство ПАО «КТЗ», а также сын и внук академика, которые продолжили начатое им дело и трудятся на заводе. На церемонии выступали и ученые, работавшие вместе с Владимиром Кирюхиным, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Все отмечали не только заслуги академика в создании мощного конструкторского бюро на КТЗ, но и неоценимый вклад в развитие атомного флота России, укрепление обороноспособности нашей страны. Проекты, разработанные Владимиром Кирюхиным, до сих пор актуальны и востребованы, их реализуют его многочисленные ученики.
Работать как часы
Владимир Иванович очень ценил время. Однажды в конце 80-х из-за этого чуть не сорвалась запись на радио. Кирюхин приехал в точно назначенное время, но в студии забарахлили микрофоны.
– Как же так? Пригласили меня в студию, а сами не побеспокоились об исправности аппаратуры! У меня нет лишнего времени, если не исправите за десять минут, запись придется отложить, – возмутился ученый.
Микрофоны тогда удалось быстро наладить, а после записи Владимир Иванович рассказал, что дорожить временем он научился на фронте. Наверное, потому и выжил, вернулся с Победой.
Как вспоминают ученики Кирюхина, академик не терпел несобранности, неточности, был щепетилен, требователен, но справедлив. Мог отчитать за дело, но мог и похвалить, любил инициативных, энергичных людей. Наверное, благодаря такому наставничеству многие его подчиненные, в 70 – 80-е годы бывшие начинающими инженерами-конструкторами, смогли добиться значительных успехов и стать докторами или кандидатами наук.
Главным в жизни для Владимира Ивановича всегда была работа. Он посвятил «турбинке» 53 года жизни. Создал собственную конструкторскую школу КТЗ, в области науки и разработок взаимодействовал с крупнейшими научными центрами СССР. Все это позволило заводу совершить научно-технический прорыв в турбостроении. КБ под руководством Владимира Ивановича разрабатывало оборудование для кораблей промыслового флота и атомохода «Ленин». С 60-х годов на заводе начинаются работы по созданию турбогенераторных, а затем и паротурбинных установок для нужд военно-морского флота, в основном для атомных подводных лодок. Участвовал и руководил работами по этим проектам генеральный конструктор. Под его руководством создавалось оборудование, которое превосходило, а по некоторым параметрам превосходит и сейчас зарубежные аналоги.
Александр Клименко:
Это был выдающийся ученый, причем избранный в Академию наук с завода. Это едва ли не уникальный случай в стране. У него масса заслуг, масса научных разработок, которые применяются и поныне. Сам же он считал своим главным достижением в жизни не свои разработки для военно-морского флота. Незадолго до кончины он признался, что основным достижением в своей жизни считает спуск на воду в Керчи огромного танкера водоизмещением 150 тысяч тонн, в создании которого он принимал непосредственное участие.
Академик РАН Александр Клименко на открытии стелы.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.