Бюрократию - под гильотину?

Михаил Бондарев
16.07.2019 07:40
Когда наконец школьных учителей освободят от бумажной волокиты

В сфере образования остается много проблем, и одна из самых острых - бюрократическая нагрузка на учителей-предметников и классных руководителей. Не секрет, что эта проблема на самом деле  застарелая, о ней говорилось в последние годы неоднократно, в том числе и на страницах нашей газеты. Все это время постоянно звучали обещания избавить учителей от излишней бюрократии. Но, как говорится, пролетали месяцы, проходили годы, а ничего не изменилось.


Подарок учителям
Недавно эта проблема снова была затронута на государственном уровне. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе парламентских слушаний обратилась к министру просвещения Ольге Васильевой с предложением подписать приказ о том, чтобы учителя заполняли не более двух форм отчетности. По ее словам, это стало бы им хорошим подарком к 1 сентября.  Она отметила, что Совет Федерации в случае необходимости поможет внести изменения в законодательство. «Просто надо взять и отрубить, - подчеркнула Валентина Матвиенко. - Как гильотину сделали по нормативным устаревшим актам, давайте такую гильотину сделаем и в Министерстве просвещения».
О деревьях и сосульках
Работая в газете, я уже много лет освещаю школьную жизнь и хорошо знаю, что эта проблема реальная. В областном центре и в командировках в районах не раз приходилось общаться с учителями по этой наболевшей теме. Людям трудно сдерживать эмоции, и их, безусловно, можно понять.  «Уже много лет идет разговор об этом, а воз и ныне там», - возмущается один из учителей. «Нас душит бюрократия, учителей заваливают бумагами:  отчёты пишем во все вышестоящие инстанции, а не только в отдел образования и методистам: в полицию, МЧС, прокуратуру, налоговую службу и прочие ведомства», -  дополняет второй. Некоторые вообще отмахиваются, не хотят говорить на эту тему, мол, всё это бесполезно.
Но оставим эмоции, посмотрим, какие же конкретные документы учителя считают лишней нагрузкой. Прежде всего это видео- и фотоотчёты по внеклассным и воспитательным мероприятиям, заполнение бумажного классного журнала и других документов, которые дублируются электронными. Также, по их мнению, лишнее - заполнение журналов по технике безопасности, составление анкет родителей и детей, составление статистических отчётов. Большинство учителей считают, что нужно запретить сторонним организациям требовать от школ информацию и статистику. Кроме этого, они были бы рады снижению числа различных мониторингов и проверок.
Но это ещё не всё! Учителя отмечают крайнюю абсурдность некоторых требований, например, представить фото сосулек, указать число высаженных деревьев на школьном дворе и количество участников акции по озеленению участка. И здесь, по моему мнению,  учителя совершенно правы: они не должны заниматься такой, мягко сказать, ерундой. Ведь их ключевая задача - учить детей, давать им качественные знания, а не считать, извините, ворон.
Идем дальше. Какие мероприятия и обязанности, по мнению педагогов,  из их работы нужно исключить? Конечно же, дежурства по школе учителей-предметников, принудительное участие в платных олимпиадах и профессиональных конкурсах. Также учителя призывают освободить их от сбора денег на питание и организации медосмотра учеников. Кроме этого, лишней нагрузкой многие учителя считают обязанности по организации основного государственного экзамена и ЕГЭ.
Отрубят ли щупальца спрута?
Министерство просвещения РФ уже отрапортовало о том, что разработало методические рекомендации и надеется добиться внесения соответствующих поправок в Трудовой кодекс. По словам министра просвещения, школьные учителя должны заполнять только четыре типа документов: дневники и классные журналы, рабочую программу и тематические планы.
В свою очередь, учителям остается надеяться и верить в лучшее, что проблема сдвинется с мертвой точки и «гильотина» наконец-то отрубит щупальца спрута школьной бюрократии. Конечно же, хочется верить, что учителям сделают к 1 сентября такой замечательный подарок. А это нужно делать обязательно! Если, конечно же, мы действительно хотим, чтобы дети в школе получали качественные знания и российское образование становилось, как и запланировано, одним из лучших в мире.


Татьяна Ф., учитель сельской школы:
- Как и все, мы получаем огромное количество требований от непрофильных организаций - провести и отчитаться с фотографиями всевозможных акций и мероприятий. Причем сами по себе акции эти  полезные и даже нужные, но их проводить должны специалисты тех организаций, которые требуют отчета от учителей. Ну не знаю я, например, тонкостей организации медосмотра или прививок от гриппа и кори. У меня есть свои непосредственные обязанности, в том числе и как классного руководителя. Работу с классом я планирую до начала учебного года, а тут вдруг  приходит бумага - срочно проведите, к примеру, классный час о вреде наркотиков. Понимаете, сразу ломается продуманная система, которую я составила на весь год. Поэтому считаю, что если каким-то организациям нужна работа со школьниками, то милости просим. Уроки заканчиваются - пусть приезжают и сами проводят свои акции. И это действительно будет профессионально и с большей пользой. Как говорится, пусть пироги печет пирожник, а сапоги чинит сапожник.


Наша справка:
По результатам международного исследования Teaching and Learning International Survey, проведенного в 2018 году, выяснилось, что средний учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю. При этом 15 часов учителя тратят на заполнение различных планов и отчетов, а также на подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели - самые загруженные среди коллег из почти 40 стран, в которых проводилось исследование. Зачастую заполнять документы российским учителям приходится во внеурочное время и без дополнительной оплаты.

Поделиться публикацией