Будни сельского гуру

Людмила ЕГОРОВА
07.10.2019 16:34
О тех, кто ведёт маленького человека по пути освоения большого мира.

В ответе за будущее

Далеко не каждый выпускник педагогического вуза остается работать по специальности – профессия отнимает много личного времени и сил. Ведь хороший учитель остается учителем всегда – в будни и праздники, в любое время суток. Важно не только научить молодое поколение чтению, письму, законам физики и математики. Педагог должен правильно подготовить своих учеников к будущей взрослой жизни. От школьного наставника, какой бы предмет он ни преподавал, во многом зависит то, как сложится дальнейшая судьба его подопечных. Сегодня, в канун профессионального праздника, речь пойдет о настоящих Учителях.

Как приходят в сельскую школу и почему в ней остаются? Каким должен быть педагог и каким хотят его видеть воспитанники? Об этом наш разговор с учителем начальных классов Вязовенской основной школы Бабынинского района Дмитрием КУЗЬМЕНКОМ. У нас к нему много вопросов…

Почему именно эта профессия?

- Сегодня в учебные заведения, пусть и в малом количестве, но все же стали приходить преподаватели-мужчины. И это очень важно для процесса воспитания – всегда лучше, когда в семье в нем участвуют двое, мужчина и женщина. А в школе происходит как непрерывное обучение, так и непрерывное воспитание, причем не только разъяснением «что такое хорошо, и что такое плохо», но и личным примером. Дети внимательно наблюдают за учителями, перенимают у них манеры, умение общаться, быть справедливыми, терпимыми, искренними, уважительными, подтянутыми, аккуратно одетыми… И потому присутствие в традиционно-женском педагогическом коллективе учителей-мужчин – замечательно. С таким утверждением согласятся многие, и вы, наверняка, не станете отрицать. И все же, почему учитель, а не программист, например?

- Наверное, в нас что-то изначально заложено, другое дело, что не всегда это удается почувствовать.

В школьные годы я нередко представлял себя на месте учителя: а я сделал бы так? Рассказал бы так? Наверное, эти мысли и привели меня в 1996 году в Мещовское педагогическое училище. А когда отзанимался первое полугодие, ясно осознал: мне это действительно интересно, я начинаю понимать, что надо делать в этой профессии, а главное, у меня что-то получается. А потом была первая практика там же, в Мещовске, и я заметил, что дети ко мне относятся с доверием, не пугаются (Смеется.), что я такой большой. Ну а преддипломная практика дала полную уверенность: все получается, понятно, нравится.

Почему именно это село?

- Вы живете в Бабынине, а сюда надо еще суметь добраться - километров 13-15 своим ходом по сельским разбитым дорогам в любую погоду. Что заставляет вас делать это каждый день?

- После училища мы приехали сюда втроем: я, Алексей Пиунов и Сергей Беликов. Это было время, когда школа только открылась - современное просторное здание, много детей, молодой коллектив. Все было ново и интересно. Мне дали 1-й класс, а друзья чуть поработали - и в армию. Я же «втянулся»: работа интересная, в удовольствие, к тому же здесь, в деревне, выделили комнату. Что еще надо?! А потом вернулся Алексей, и мы уже почти 20 лет работаем здесь вместе.

Я не люблю делать резких или поспешных движений, что-то кардинально менять. Тем более что за мной - семья, двое детей. Да и прирос я со временем к этим стенам, и работа нравится, и коллектив чудесный, так что никуда я отсюда не уйду. А что далеко от дома… Да, и пешком ходил, и много лет ездил вместе с Алексеем (он тоже из Бабынина) на мотоцикле, теперь на машине... Ничего, это не главное.

Что главное?

- В чем вы видите задачу учителя?

- Меня порой спрашивают: кем работаете? Отвечаю: учителем. И смотрят с недоумением – трудно, мол, не модно, не денежно… А я почувствовал себя в этой профессии уверенно и не стал искать ничего другого. Порой смотрю на ребят, которых учил, и радуюсь, что у них жизнь складывается удачно. Становится приятно, что это я вложил в них основы знаний и помог развить какие-то личные качества, которые позволяют им теперь строить свой мир. Вот для этого и нужен учитель: дать ребенку то, что поможет ему войти в жизнь.

- Учитель начальных классов – универсал. Вам не трудно быть одному в разных ролях – художником, спортсменом, математиком?..

- Я веду литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, физику, технологию, физкультуру, информатику. Да, учитель начальных классов – это не предметник. Надо обладать разнообразными знаниями, а кроме того, особым образом выстраивать рабочий день, находя параллели между предметами, чтобы на каждом следующем уроке говорить: «Помните, мы вчера (сегодня) говорили, что...» - и переходить к другой теме, даже и совсем из другой сферы. Приходится много держать в памяти и постоянно развиваться.

Время идет, появляются новые программы, они сложные, и нужно суметь подать знания так, чтобы ученики действительно поняли. А для этого надо сначала самому досконально во всем разобраться. Так что учиться приходится постоянно. Но это же происходит в любой профессии! Только если в другой можно задержаться на определенном уровне компетенции, что не отразится на результате, то учителю это категорически воспрещается!

Наталья АНДРЕЕВА, директор школы:

– Мы вместе начинали здесь работать, потому прекрасно знаю Дмитрия Анатольевича. Его любят и уважают все в коллективе. Он уравновешенный, сдержанный, невероятно терпимый человек. Ни при какой ситуации не повысит голос, не поспешит с ответом. Рядом с ним спокойно, надежно. И дети чувствуют, что этот большой человек добр и искренен, и очень любят его.


Фото автора.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией