Сергей и Роман Прокофьевы - братья-двойняшки, коренные калужане. Проходили срочную военную службу в 1994 - 1995 годах в гвардейской танковой Кантемировской дивизии, тогда же принимали участие в контртеррористической операции в Чечне. Оба награждены орденами Мужества, медалями Жукова. Сергей ПРОКОФЬЕВ - наш гость накануне 11 сентября - Дня танкиста.
Сейчас и Т-80 в строю, и Т-90 – это вообще совершенный боевой комплекс. Защита - «Штора» и «Арена». Выдерживает попадание противотанковой управляемой ракеты! При подлете снаряда к танку выстреливается пучок шрапнели и сшибает его. И танк целехонек! Если противник делает по танку замер лазерным лучом, выпускается дым и по тебе работать он уже не может.
Порядок в танковых войсках
- В 1994-м, когда нам с братом было по 19 лет, после машиностроительного техникума нас призвали на срочную службу в Кантемировскую дивизию в Наро-Фоминск.Тогда там были танки Т-80. Танки у нас очень хорошие, лобовая броня идеальная, пушка замечательная - 125 мм. Может стрелять через ствол управляемой ракетой, называется «Укус кобры», с четырех километров пробивает даже знаменитый американский «Абрамс». Как говорят танкисты, «достает» гарантированно.
На башнях современных танков стоит комплект динамической защиты. Это «квадратики» или «коробки», в которых находится пластиковая взрывчатка. Он предназначен для защиты от кумулятивных снарядов, которые прожигают даже лобовую броню - раскаленная плазма! При попадании такого снаряда срабатывает пластит из «коробки» - он отбрасывает встречным взрывом снаряд, не давая ему достигнуть брони танка.
Что еще из вооружения? Зенитный крупнокалиберный (12,7 мм) пулемет «Утес» на башне. Очень мощное оружие. По наземным целям достает с двух километров, по воздушным - с полутора. БТР, БМП, любые другие легкобронированные машины прошивает насквозь. В бою в городских условиях танк очень уязвим, поэтому работали пулеметом: вылез на броню и по пехоте - отсекать! После работы «Утеса» мало что остается! Еще есть пулемет Калашникова (7,62 мм), спаренный с пушкой. Я был наводчиком. Перекрестье одно - на пушку и на пулемет. Если в перекрестье вижу пехоту, мог стрелять из пулемета: там есть патроны трассирующие, зажигательные, бронебойные.
Однажды был случай. Танк из нашего взвода зашел в «задницу» вражескому БМП, а те уже открылись, собираясь десантироваться. Уничтожил из пулемета весь личный состав «духов»…
Путёвка на войну
- В Кантемировской нас к войне не готовили. Это во многом парадная часть. Естественно, машины в норме, но… В Новый 1995 год поступил приказ, нас погрузили в самолет, и через два часа мы в Моздоке. Три-четыре дня дали на укомплектование: мы «заряжали» пластитом те самые «коробочки», получали танки, боезапас. Нас было трое: водитель, я - наводчик, мой брат - командир танка.Выдвинулись на Грозный. Нам повезло, что не в самый Новый год (тогда российские войска понесли страшные потери при штурме города. - П.К.), а 7 января, в Рождество. Выгрузились. Подъезжает раздолбанный танк. На нем один офицер - капитан и пятеро десантников, грязные, в копоти, многие ранены. Офицер говорит: «Вы теперь - первая рота 133-го отдельного танкового батальона. Поступаете в мое распоряжение». Мы резонно спрашиваем: «А вы кто?» - «А мы все, что от него осталось». Это был капитан Сергей Владиславович Качковский, в перечне Героев России его Золотая Звезда под номером 125, получил он ее в марте 95-го.
Так мы влились в отдельный танковый батальон Т-80-х. И сейчас на каждом празднике мы с братом произносим тост за создателя этого танка. Жизнь нам спасала броня не раз и не два. Прямые попадания выдерживала! В дивизии мы обучались на Т-80-У, а воевали на Т-80-БВ с газотурбинным двигателем. Он на авиационном керосине, но если нужно - хоть спирт заливай! Простой пример: бой шел, горючее на исходе, мы увидели заправщика с соляркой обычной, полбака залили и - снова в бой!
Когда кому-то тяжело…
- Тогда развернулись кровопролитные бои за Грозный. Мы, и танкисты, и мотострелки, учились воевать с ходу - за неделю! А нам противостояли обученные воины и наемники.В городских условиях танки теряют свою эффективность. В первом же бою нас подбили. Брат водителя спас. Тот вылез, а его пулеметчик скосил. Роман тащил его, я сел за рычаги и броней их обоих закрывал.
Работали недели две вдвоем. Пехота нас прикрывала, мы - ее. Взаимодействие такое: раций не было, кирпич в башню кидают - понятно, поворачиваем башню и из пушки в проем окна, где снайпер!
Как-то взводом - четыре танка - штурмовали трамвайное депо. Страшно вспоминать, что там было! Мы пехоте: «Заряжайте трассера (трассирующие пули. - П.К.), куда ваша трасса - там снайпер или пушка - сносим дом!» Шли вперед под прикрытием пехоты, которая брала дом за домом.
Если вдруг оказывались без пехоты, очень рисковали - танк могли поджечь. Однажды так и вышло: выскочили на площадь, и по нам сразу отработали гранатометы, два попадания. Но броня крепка! Сзади следом за нами сгоряча выскочил БМП - его подожгли. Бойцы и расчет оттуда убрались, а мы просто спихнули горящую машину с дороги и ушли. Если бы остались, нас бы тоже сожгли.
Да, отдельный танковый батальон Т-80-х… Нас называли - «крылатые танки». Когда кому-то тяжело - там мы в подмогу: Грозный, Гудермес, Аргун - везде, где мы были нужны, там и появлялись, проламывали оборону боевиков!
В селении Сержень-Юрт была ставка знаменитого Хоттаба и его банды. Разведка доложила, что на окраине чисто, можно работать. Но в первую чеченскую предателей было немало. Выскочили мы на окраину и попали под плотный огонь. Бак нам пробили, танк задымил. Нас стали окружать. Там наемников было как грязи. Водитель наш, Илья, выскочил, под обстрелом начал тушить, мы с братом тоже. Тут снаряд осколочный рванул: брат вместо меня все осколки на себя принял. Мы обратно в машину: как дали по «духам» из всех видов вооружения! Отошли, конечно. И сразу точные координаты нашим «Градам» дали - они тех наемников и пожгли! За этот бой весь экипаж получил ордена Мужества. Из брата потом крупные осколки вынули, а с четырьмя оставшимися так и ходит. Сына своего он Ильей назвал.
А 25 июля 95-го нас на вертолеты посадили и - все, мы вольные птицы, в запас!
- Что пожелать бойцам, выполняющим сейчас воинский долг? Чтобы броня была крепка и танки – быстры и неуязвимы! С праздником!
Беседовал Пётр КАТЕРИНИЧЕВ.
Фото из архива Сергея Прокофьева.