20 апреля, Суббота
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 19.04.2024, 21:35
«Первые» Хвастовичского района провели большой форум
«Первые» Хвастовичского района провели большой форум
Общество 19.04.2024, 21:33
XII Межрегиональный туристский форум прошел в Калужской области
XII Межрегиональный туристский форум прошел в Калужской области
Культура 19.04.2024, 21:28
В Калуге представили выставку Наталии Овсиенко «Россия – Китай. Без перевода»
В Калуге представили выставку Наталии Овсиенко «Россия – Китай. Без перевода»
Культура 19.04.2024, 20:45
В калужском ИКЦ состоялся гала-концерт благотворительного танцевального фестиваля Inclusive Dance Kaluga
В калужском ИКЦ состоялся гала-концерт благотворительного танцевального фестиваля Inclusive Dance Kaluga
Общество 19.04.2024, 20:15
В Тарусе почтили память командарма Ефремова
В Тарусе почтили память командарма Ефремова
Общество 19.04.2024, 20:14
В Калужской области проходит стажировка слушателей Высшей школы госуправления Президентской академии
В Калужской области проходит стажировка слушателей Высшей школы госуправления Президентской академии
Общество 19.04.2024, 19:30
В Тарусе отремонтируют въезд в город
В Тарусе отремонтируют въезд в город
Общество 19.04.2024, 18:38
Губернатор Калужской области провел рабочую встречу с Заместителем Председателя РВИО Николаем Овсиенко
Губернатор Калужской области провел рабочую встречу с Заместителем Председателя РВИО Николаем Овсиенко
Культура 19.04.2024, 18:32
В Калуге впервые открылась выставка ботанической и анималистической иллюстрации
В Калуге впервые открылась выставка ботанической и анималистической иллюстрации
Общество 19.04.2024, 16:30
Михаил Массалин: «Экстремизм и терроризм в молодежной среде важно своевременно выявлять»
Михаил Массалин: «Экстремизм и терроризм в молодежной среде важно своевременно выявлять»
Общество 19.04.2024, 15:30
В Калуге продолжается Всероссийский историко-просветительский форум «Курс молодого бойца. Информационный фронт»
В Калуге продолжается Всероссийский историко-просветительский форум «Курс молодого бойца. Информационный фронт»
Общество 19.04.2024, 14:56
В Калужской области «Тойота» влетела в дерево
В Калужской области «Тойота» влетела в дерево
Криминал 19.04.2024, 13:37
Двое калужан украли из гаражей инструментов на 120 тысяч рублей
Двое калужан украли из гаражей инструментов на 120 тысяч рублей
Культура 19.04.2024, 12:40
В Калуге представили выставку «Солнца аромат»
В Калуге представили выставку «Солнца аромат»

Большая жизнь под стук колёс

Общество 28.01.2020, 10:43

21 декабря железнодорожная станция Спас-Деменск отметила свой 120-летний юбилей.

Открытие железнодорожной станции в Спас-Деменске стало важной вехой в истории градообразования. Регулярное движение, запущенное в 1899 году, подарило спасдеменцам сотни рабочих мест, значительно улучшило экономическое и социальное положение города. Большую роль железная дорога сыграла и в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, спустя 120 лет, многие организации и подразделения обслуживания железнодорожного узла, созданные в то время, больше не функционируют. Однако движение поездов продолжается, а главное, живы пенсионеры–железнодорожники, их дети и семьи, хранящие добрую память о былом.

Поезда уходят по расписанию

станция во время войны.jpg До постройки участка дороги Данков - Спас-Деменск – Смоленск основной вид транспорта и доставки товаров в регион был гужевой. С началом эксплуатации железнодорожной линии вступила в права эпоха новых торгово-экономических отношений. Станция Спас-Деменск в те времена заняла ведущие позиции по отгрузке пеньки и рогожи, льняного и конопляного масел, зерна, кожи и прочих товаров. 

Сначала были маломощные паровозы. Они прослужили достаточно долго и пережили не самые легкие времена. В годы Великой Отечественной войны машинисты спас-деменского депо под обстрелом и бомбежкой водили эти поезда к линии фронта, доставляли грузы, вывозили раненых. 

Проходили годы, и подвижной состав менялся. Заметно выросла скорость движения поездов. Пассажирские и товарные составы стали водить мощные тепловозы, появились дизель-поезда, оживилось пассажирское движение.

Железнодорожная станция стала своеобразным центром развития города в целом. Здесь были построены железнодорожный клуб (сегодня - здание ДЮСШ), детский сад (сегодня - социально-реабилитационный центр «Черемушки»), железнодорожная столовая, микрорайон Черемушки, где жили семьи железнодорожников, а также медицинская амбулатория. Она служила не только для деповчан, но и для всех жителей города.

Начало продолжения

коньков снизу.jpg  О какой бы масштабной системе ни шла речь, в любой истории центральным персонажем выступает человек. Создание станции и её дальнейшее процветание – заслуга множества железнодорожных специалистов. История помнит фамилии машинистов, посвятивших станции жизнь: Семен Пивоваров, Иван Куприков, Николай Коньков, братья Луневы и другие.

Николай Коньков – машинист со стажем около 40 лет. Его профессиональная карьера началась в двадцатилетнем возрасте, когда еще совсем юным он был освобожден от военного призыва как железнодорожник. Чтобы стать настоящим профессионалом, Николай на протяжении многих лет проходил переподготовку в Курском училище на машиниста тепловоза, дизель-поезда. Первой его машиной был тяжелый паровоз, а сам он тогда трудился кочегаром.

Сегодня трудно представить, как три человека управлялись с машиной весом 200 тонн. Николай Григорьевич вспоминает, что профессия машиниста была не такой романтической, как могло показаться. Возможность увидеть родных выпадала по расписанию, работать приходилось в постоянной пыли и копоти, а иногда «тянуть состав двойной тягой», что означало двойное напряжение - выдержка и труд.

Несмотря на трудности, профессия машиниста все же имела и свои плюсы. Дочь Николая Григорьевича Валентина вспоминает:

- В те годы в нашем доме было совсем мало удобств. Когда папа стал работать машинистом, наши условия жизни заметно улучшились. Мы имели возможность ходить в душ при депо, а не в городскую баню, как все. С маленькой сестрой частенько приходили в красный уголок депо и смотрели телевизор. Очень хорошо мне запомнился автомат с газировкой, который стоял в помещении. Наверное, оттого она и была такой вкусной, потому что больше её нигде не было. Больше всего я любила Новый год, ведь нам, детям железнодорожников, выдавали чудесные подарки. Конечно, их нельзя сравнить с сегодняшними, но тогда они казались совершенством.

Работа машиниста в 60 - 70-е годы неплохо оплачивалась. Но привилегии, уважение и почет необходимо было заслужить. За годы службы Николай Григорьевич, как и все, принимал участие в социалистических соревнованиях, становился победителем и имел звание «Ударник пятилетки». На последнем этапе службы получил почетное звание «Ветерана труда».

Жизнь каждого человека не должна проходить бесследно, поэтому память о первых железнодорожниках Спас-Деменска не просто остается на страницах истории, а служит отличным примером для формирования новых образцов служения своему делу.

Фото из семейного архива Николая Конькова и из открытых источников.
Новости по теме
«Первые» Хвастовичского района провели большой форум

«Первые» Хвастовичского района провели большой форум

XII Межрегиональный туристский форум прошел в Калужской области

XII Межрегиональный туристский форум прошел в Калужской области

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика