Без тыла не было б победы

Игорь ФАДЕЕВ
11.05.2021 09:30
Подвиги совершались не только на передовой, но и на заводах и фабриках, где в годы войны было порой труднее, чем на фронте

Все предприятия области после возвращения из эвакуации работали на нужды сражающейся Красной армии, а трудились на них женщины, подростки и пенсионеры. Все мужчины призывного возраста в это время воевали.

Калужский машзавод

В предвоенные годы это предприятие было самым крупным в регионе: к 1941 году на нём трудились 7 тысяч человек. Более тысячи заводчан ушли на фронт. С августа по октябрь 1941 года завод был эвакуирован под Красноярск. Последний эшелон с заводским оборудованием отходил 10 октября, когда на окраины Калуги уже вступали немцы. Свою первую продукцию в Сибири машзаводовцы производили под открытым небом. Но уже в августе 1942-го, после возвращения предприятия в родной город, на заводе возобновлено производство остро необходимых для обороны оборудования и машин. С января по август 1942 года рабочие восстанавливали свое предприятие, которое взорвали отступающие из Калуги фашисты. В годы войны на машзаводе производят дезинфекционные камеры, копры с дизель-молотами, газогенераторы, реечные и паровозные домкраты, паровые подъёмные краны на железнодорожном ходу, мины, снаряды, 76-миллиметровые пушки ЗИС-3. Женщины и подростки, заменявшие своих мужей и отцов, выполняли ежедневно до 400% и без того сложной производственной нормы. Ели и спали в цехах.

В течение всех военных лет в клубе Калужского машзавода размещался эвакогоспиталь, в котором в том числе трудились и работницы предприятия, закончившие курсы санинструкторов.

В годы войны Калужский машзавод, как победитель Всесоюзного соцсоревнования, 22 раза получал переходящее красное знамя Народного комиссариата путей сообщения. А сразу после окончания войны это знамя было передано предприятию на вечное хранение.

«Трансмаш»

В первые дни войны 230 кадровых рабочих этого предприятия уходят на фронт. Их место у станков и горнов занимают женщины, подростки и ветераны. Для нужд фронта на «Трансмаше» (тогда завод № 478 имени Тельмана) изготавливаются: колючая проволока, чугунные и стальные укрепления для надолбов и противотанковые ежи. Согласно директиве ГКО до 10 октября 1941 года основное оборудование демонтируется, и организуется его погрузка на платформы. 11 октября 1941 года последний состав с оборудованием и семьями рабочих завода отправляется в Среднюю Азию. К началу 1942 года завод начинает работать на новом месте и давать продукцию фронту в составе авиационного завода № 84 им. Чкалова. Но уже в январе 1942 года в разрушенные немцами цеха без всякого уведомления приходят более 300 рабочих и приступают к восстановлению завода. А с марта он начинает действовать и выпускает продукцию: вагонные печи, строительные скобы, семафоры, компрессоры, чугунные и стальные элементы укреплений, колючую проволоку и многое другое. Кроме этого, ремонтируются военная автотехника и боевые самолеты.

Одновременно завод получает заказ на изготовление чугунных печей-буржуек, без которых не могут обходиться фронтовые вагоны-теплушки и землянки в зонах боевых действий. Печи изготавливаются на двух вагранках круглосуточно и сразу же отправляются на фронт.

В конце 1943 года предприятие объединяется с Тулунским электромеханическим заводом. Вскоре в Калугу с Крайнего Севера прибывает эшелон с оборудованием этого завода и 120 семьями рабочих и служащих предприятия. С того момента на предприятии изготавливают минометные держатели, противотанковые ежи, автомобильные цепи для ЗИСов и ГАЗов, семафоры, чугунные печи, лебедки, весы, железнодорожные лапы, кирки, топоры и многое другое. Рабочие продолжают делать все возможное для фронта. Они трудятся по 12 часов в сутки, а многие вообще не выходя из цехов. На заводе очень часто проводятся воскресники с перечислением зарплаты на усиление обороны страны, в фонд подарков бойцам Красной армии и для помощи детям и семьям фронтовиков.

Березичский стеклозавод (Козельский район)

Это предприятие было основано в 1912 году князем Оболенским. С тех самых пор завод производил медицинскую стеклотару для аптек и больниц. Осенью 1941 года оборудование и часть рабочих эвакуировали на Урал. С началом войны здесь освоили выпуск красноармейских фляжек. Вплоть до конца 40-х годов фляжки для армии изготавливались из стекла, потому что в стране не хватало алюминия для производства самолётов. Кроме того, завод производил привычную продукцию (флаконы для лекарств, кюветы, пробирки, колбы и др.) для фронтовых госпиталей и санбатов. В эвакуации завод находился несколько месяцев. В начале 1942 года оборудование и работники завода вернулись на прежнее место, почти сразу начали производить необходимую фронту продукцию.

КЭМЗ

Незадолго до начала войны на этом предприятии был налажен выпуск первых в стране телеграфных аппаратов СТ-35, Морзе-38 и Бодо. Всё это было продукцией «двойного назначения», которая была востребована как на гражданке, так и в армии. Осенью 1941 года завод эвакуируют в Саратовскую область. На новом месте выпускаются телеграфные аппараты для фронта, создаются фронтовые бригады для их наладки и обучения связистов на передовой. Восстановление завода и возвращение коллектива и оборудования началось сразу после освобождения Калуги. Завод возрождался на руинах. Даже не в восстановленных до конца цехах КЭМЗ рабочие начали выдавать необходимую для фронта телеграфную и радиотехническую продукцию.

Сукремльский чугунолитейный завод

В августе-сентябре 1941 года это старейшее в регионе предприятие, основанное Никитой Демидовым, было эвакуировано в Барнаул. А в августе 1944 года, спустя год после освобождения Людинова, после восстановительных работ на разрушенном немцами предприятии была пущена первая вагранка. Военной продукцией здесь были печи-буржуйки, станины для миномётов и детали пушек ЗИС-3. Работа была двухсменной, каждая смена длилась 12 часов.

КЗАМЭ


Калужский завод автомобильного и мотоциклетного оборудования к началу войны был самым молодым. Завод образовался в марте 1941 года, но до июня 1941 года уже успел выдать первую продукцию для ведущих автозаводов страны. Располагалось тогда это предприятие в корпусах на проспекте (улице) Огарева. В сентябре 1941 года завод в спешном порядке эвакуировали на Урал, где он продолжал производить необходимое для военных грузовиков электрооборудование. Но уже в январе 1942 года часть рабочих и ИТР вернулись в освобождённую Калугу, приступили к восстановлению производства. Осенью 1942 года предприятие выдавало продукцию в своих привычных цехах. Помимо электрооборудования для автомобилей, на КЗАМЭ производили часовые механизмы для бомб, дистанционные конденсаторные взрывные машины и многое другое, что было необходимо на фронтах.

Интересен такой факт: в 1958 году на КЗАМЭ пришёл работать слесарем Григорий Сергеев, освобождавший Калугу в декабре 1941 году и принимавший участие непосредственно в боях возле заводских корпусов. В 1971 году слесарю КЗАМЭ Григорию Сергееву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Людиновский локомобильный завод

В довоенные годы на этом старейшем предприятие (1745 г.) производили локомобили – передвижные паровые двигатели для сельскохозяйственных нужд и выработки электричества в полевых условиях. Понятно, что в условиях фронта такие машины были весьма востребованы. Но с наступлением немцев в сентябре 1941 года завод был эвакуирован сразу в три города: Кусу Челябинской, Балаково Саратовской и Сызрань Самарской областей. Оборудование и работников распределили по трём этим городам. Впрочем, что касается работников, то, несмотря на полагающуюся им бронь, большинство мужчин ушли на фронт. Остались лишь ветераны, женщины и подростки из заводского ФЗУ. В результате эвакуации оборудования предприятия в Сызрани на его базе в годы войны был построен Сызранский локомобильный завод.

В конце 1943 года, после освобождения Людинова, оборудование и работники возвращаются на родной завод и восстанавливают его. Уже с 1944 года предприятие снова начинает выпуск локомобилей. План первого квартала 1945 года по выпуску локомобилей завод перевыполнил вдвое.

Кировский завод строительного фаянса

Предприятие было создано Гончаровыми в 1752 году, а в конце 30-х годов оно стало ведущим в СССР производителем санитарно-керамических изделий. В 1938 году здесь была запущена крупнейшая в Европе печь туннельного обжига. Но уникальное по тем временам оборудование проработало в Кирове недолго, его в сентябре 1941 года эвакуировали в город Ирбит Свердловской области. Туда же эвакуировали и часть персонала, кроме мужчин призывного возраста. В Ирбите, на заводе № 25 в цехе хозфарфора, работники КЗСФ выпускали ванны, плитку, умывальники и другую санитарно-техническую продукцию, без которой не обходился ни один госпиталь, ни находящиеся в тылу военные училища, не говоря уже о гражданских потребителях.

Осенью 1943 года, после освобождения Кирова, оборудование и рабочие начали возвращаться на завод, восстанавливать предприятие. Первую продукцию выпустили в начале 1944 года в ещё разрушенных цехах.

Это лишь небольшая часть предприятий области, которые ковали победу в тылу. На фронт тогда работали все без исключения: швейные фабрики шили обмундирование для красноармейцев, хлебозаводы пекли хлеб, колхозы производили продовольствие, а промышленные предприятия осваивали новую для них военную продукцию. Практически все трудились с перевыполнением дневных норм, ведь их невыполнение грозило трибуналом и зачастую – расстрелом. Впрочем, не страх за собственную жизнь двигал рабочими и колхозниками, а стремление приблизить желанную Победу.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика