Бесплатно не значит даром

Ольга СМЫКОВА
03.02.2020 07:00
Мобильные операторы делают деньги на доверчивости людей?.

    Помните, как в прошлом году, когда по всей стране роуминг стал бесплатным, по телевизору крутили рекламу на музыку 90-х? «Роуминг, гуд бай, уууу», – пел дядечка из ролика. И мы все вздохнули с облегчением – теперь наконец можно будет спокойно перемещаться по стране, не переживая, что телефонные разговоры во время поездки влетят в копеечку.

   Ловкость букв

    В начале месяца, который, как вы помните, начался с недели новогодних каникул, случилось поехать в Москву. По старой привычке еще времен роуминга я бросила на телефон 150 рублей сверх тарифа за пакет, руководствуясь принципом, что лишними не будут. Когда к вечеру мне пришло смс, что деньги у меня закончились и необходимо пополнить баланс, не поверила своим глазам, – ведь разговаривала только с родными в Калуге, а денег телефон сожрал немерено. Как же так, ведь роуминг отменили! Или нет?

    По возвращении домой решила разобраться, куда исчезли деньги, с оператором через службу техподдержки. О том, что дозвониться до живого оператора – еще тот квест, многие знают не понаслышке, но, настойчиво набирая номер, я-таки добилась разговора со специалистом, который, выслушав мои претензии, сказал, что все верно, деньги с моего счета были списаны согласно тарифу. «Постойте, по тарифу я плачу 300 рублей за все, а эти 150 рэ были лишними, и вообще как такое может быть – роуминг ведь теперь бесплатный!» – исходила я в праведном гневе. На что услышала в ответ, что 300 рублей за все – это за разговоры в домашнем регионе, а с другими регионами – согласно тарифу. Вот честно, никогда не считала себя тупой, а тут прям словно на разных языках с молодым человеком общаемся. «Ну так я и звонила только домой», – доказывала я невидимому визави.

   И никакого мошенничества

   Оказалось, сосем не домой. После десяти минут препирательств я выяснила, что всякий калужанин, пересекая границу соседней области, автоматически для мобильного оператора становится «жителем» как раз этой самой соседней области. А значит, звонки домой в Калугу и область автоматически становятся междугородними. И только по территории той области, где вы находитесь, вы можете разговаривать согласно купленным минутам.

    На мои сетования оператору, что формулировка «согласно тарифу домашнего региона» человеком вполне логично воспринимается так, что и в Москве, и в Туле, и в Воронеже или еще где бы то ни было я буду разговаривать с домашними по расценкам Калуги, молодой человек посоветовал мне читать пункт 6.11 договора, заключенного в прошлом десятилетии. Так вот в этом самом пресловутом пункте и описывается, что регион, где ты пребываешь на данный момент, но не проживаешь постоянно, не является домашним.

    На вопрос, правомочно ли это, в региональном отделении Федеральной антимонопольной службы мне не смогли ответить и отправили на федеральную горячую линию.

    Комментарий

    «Внутрисетевой роуминг – это услуга, которая предоставляется абоненту, когда он выезжает за пределы своего домашнего региона, где зарегистрирована его сим-карта. Раньше услуги связи в такой ситуации предоставлялись за дополнительную плату. Чтобы сэкономить на входящих, приходилось подключать специальную опцию. Пользоваться услугами мобильной связи относительно свободно могли абоненты с тарифными пакетами, где предусмотрены бесплатные входящие в гостевых регионах. После отмены роуминга при пересечении границы другого региона все входящие стали бесплатными. Цены на исходящие звонки, смс и мобильный интернет остаются прежними, как и были до отмены роуминга. Национальный роуминг включается, когда у оператора нет своей сети в том регионе, где в данный момент находится абонент. В этом случае его телефон автоматически подключается к сети другой сотовой компании, с которой у его оператора заключено соглашение», – так звучит ответ специалиста горячей линии ФАС. 

   Так что же отменили?

    Если перевести данный ответ на простой человеческий язык, то это значит, что отмена роуминга в России сведена к тому, что отменили только плату за входящие звонки. Все остальное осталось по-прежнему. А если вы хотите по всей России разговаривать без переплат, то нужно брать соответствующий тариф, который весьма недешево стоит.

   Бей своих?

    Можно ли такой ход назвать отменой роуминга? Исходя из официального ответа ФАС, наверное, можно. Но, на мой взгляд, это далеко не так. Приведу личный пример. В прошлом году мне довелось побывать на родине в Узбекистане, где с успехом работают российские сотовые операторы «Билайн», «МТС», «Мегафон» и прочие, других там, собственно, и нет.

    Так вот в Узбекистане роуминг – это разговоры по своему номеру за пределами страны. По всей же территории республики, в любой области, а их там 14, ты разговариваешь так, словно звонишь в соседний дом, то есть без всяких условий и оговорок. И так там было всегда, с тех самых пор, как мобильная связь стала общедоступной.

    При всем уважении к указу об отмене роуминга в России такой пример работы наших сотовых компаний за рубежом ничего, кроме досады, не вызывает. Почему же в другом государстве нашим мобильным операторам можно работать так, что тамошним гражданам роуминг кажется заморским словом, которым они пользуются, находясь за границей? А со своих не совестно драть три шкуры, прикрываясь мудреными оборотами речи про домашний регион. И корректно ли называть полной отменой роуминга банальную отмену платы за входящие звонки? Думаю, ответ очевиден.

    Но наш бизнес, как и банковская система, почему-то настроен работать по принципу: бей своих, чтоб чужие боялись. И в итоге роуминг у нас такой же бесплатный, как и сыр в мышеловке.

Рисунок: Виктор АРТЕМЬЕВ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика