Башня Циолковского, поющий камыш и ангелы

Андрей ГУСЕВ
29.11.2019 12:31
Как сделать город книгой

    Директор известного всем архитекторам и любителям современного искусства издательства TATLIN, куратор международного фестиваля «Зодчество-2020» Эдуард Кубенский недавно побывал в Калуге. Он стал очередным героем лекционного цикла «ГЛАВАРХитектура», организованного главным архитектором областного центра Алексеем Комовым, а его уникальный опыт художественных интервенций в городское пространство – предметом интереснейшего рассказа, некоторые моменты из которого мы предлагаем вам почитать.

IMG_6770+.JPG
    Эдуард Кубенский, архитектор, член Союза архитекторов России, писатель, художник, общественный деятель. Окончил Уральскую государственную архитектурно-художественную академию в Екатеринбурге. С 1996 по 2000 работал в различных архитектурных мастерских Екатеринбурга, в том числе персональной. Вместе с Татьяной Кубенской в 1999 году основал издательство TATLIN. Автор многочисленных публикаций в СМИ и книгах, выпускаемых издательством TATLIN. Организатор и участник архитектурных конкурсов, выставок и фестивалей, куратор многочисленных выставочных проектов.  

    - В детстве я мечтал стать космонавтом, в юности коллекционировал марки про космос, после поступил в архитектурный институт, сегодня издаю книги, а на днях стал куратором фестиваля «Зодчество», предложив тему «Вечность». Циолковский для меня кто-то вроде Бога, его «лучистое человечество» за мои неполные полвека обрело статус личной цели. Я всю жизнь корю себя за то, что не могу доехать до Калуги, ни разу не был в Музее космонавтики, не поклонился гению, а ведь для меня отсюда и начинается вечность, из Храма космоса, от могилы пророка,– предварил в соцсетях свою встречу с калужанами Эдуард Кубенский.

   Башня для космического лифта

    Основоположник космонавтики из Калуги занимает особое место и в творчестве архитектора из Екатеринбурга. В качестве одной из частей футуристического проекта «Космический лифт», который мог бы появиться на месте недостроенной в уральском городе телевышки, Кубенским используется так называемая «Башня Циолковского». В свое время ученый, вдохновленный идеей инженера Эйфеля, построившего знаменитую башню в Париже, разработал такую идею. По его задумке, с вершины башни можно запускать в космос спутники, словно голубей, без каких-либо усилий, то есть она являлась бы компрессионной структурой для безракетного запуска. Она представляет собой длинную и очень прочную структуру, подобную антенным мачтам на растяжках или искусственным горам, по которым может быть поднят груз. Высота башни должна была достигать 150 километров, радиус– 50 километров.

    - Я наткнулся на такой замечательный эскиз Циолковского в интернете. Ученый хотел проложить по краю башни железную дорогу, чтобы составы могли разгоняться и по инерции выходить на орбиту. То есть, если бы она была построена в Калуге, наверное, города бы уже не было, а разгон поезда начинался бы где-то в Екатеринбурге, чтобы он мог набрать необходимую скорость, - пошутил Эдуард Кубенский.

    Кроме разработок основоположника космонавтики «строительным материалом» для космического лифта Кубенского являются идеи выдающегося ученого-ракетчика Юрия Арцутанова и писателя-фантаста Артура Кларка.

    - Он мог бы быть построен в 2050 году, и я бы с удовольствием работал на нем лифтером. Я пока не видел инопланетян, но думаю, что зеленые человечки на нем бы ездили, - улыбается архитектор.

   От кладбища до ангелов

    Архитектор рассказал калужанам и о более земных, но очень значимых вещах. Например, о сохранении памяти о старых домах, что для Екатеринбурга, оказывается, не менее важно, чем для Калуги.

    - В Ночь музеев в 2012 году мы решили вспомнить городские образцы утерянной архитектуры и, не согласовывая ни с кем, оформили их в виде кладбищенских железных памятников, где в овалах вместо лиц разместили 48 фотографий стертых с лица земли памятников. На всех фотографиях был QR-код, при помощи которого можно прочитать про каждое здание. Потом эту большую инсталляцию перенесли в другое место, затем - в третье. Закончилось тем, что, когда я хотел показать его кому-то из гостей, обнаружил, что кладбища домов нет, кто-то сдал его на металлолом, - рассказывает Эдуард Кубенский. - Спустя год после этой акции мне позвонили из управления культуры и попросили на Ночь музеев сделать инсталляцию, но вдохновляющую. После размышлений я понял, что это может быть ангел. Никакая технология, художественные произведения – они никого не вдохновляют, потому что их можно объяснить. А когда не можешь объяснить – это и есть то самое чудо. Я напилил фанеру в виде фигурок, покрасил светонакопительной краской, которую они накапливали в течение дня, а вечером отдавали, и поставил у входа в каждый музей. Там была еще дырка, куда ребенок мог засунуть голову…

     Кубенский умеет превращать в страницы книги городские пространства, используя для этого деревянные лопаты, «сброшюрованные» с помощью длинных лежащих брусков.

    В одной из его самых интересных акций дети разрисовывали лопаты, фантазируя на городские темы.

    - Книгой может быть город. Читатель не обязательно должен сидеть в библиотеке с зеленой лампой, - считает мастер.

    Именно так в Екатеринбурге организовали необычный уличный проект «Шумел камыш» Это 400 «камышин», а на самом деле стальных прутиков, обозначающих объекты культурного наследия, с приделанными к конструкциям маленькими колокольчиками.

    - Они были уставлены так плотно, что человек, проходя, не мог их не задеть и колокольчики звенели. При легком ветерке они тоже звенели, как бы напоминая о судьбе объектов архитектурного наследия города и его окрестностей в существующих условиях, - говорит Эдуард Кубенский.
.

Фото: Андрей ГУСЕВ.

Поделиться публикацией