Балабановская этикетка

Нина ЗАМАХИНА
27.06.2019 13:33
Из истории того времени,когда спички были стратегическим продуктом.

Летопись Балабановской спичечной фабрики, а вместе с ней и балабановской спичечной этикетки, началась в пятидесятые годы прошлого столетия. В стране, недавно пережившей кровопролитную войну, ощущался острый дефицит спичек, поэтому на правительственном уровне было принято решение создать крупное, хорошо оснащенное, вооруженное передовыми технологиями производство.

Экспериментальная фабрика

В 1950 году в соответствии с приказом по Главному управлению спичечной промышленности Минлесбумпрома СССР началось строительство экспериментальной фабрики в поселке Балабаново Калужской области, первым директором которой был назначен М.С. Чебанов. В 1951 году в здании Балабановской экспериментальной фабрики начался монтаж оборудования цеха литографии, которому предстояло обеспечивать спичечными этикетками все предприятия по изготовлению спичек в Советском Союзе.

К концу 1952 года цех литографии был введен в эксплуатацию и выпустил свою первую продукцию. В этом же здании разместился и спичечный цех, который выпустил первую продукцию в 1954 году.

Именно благодаря спичкам, которые производились на экспериментальной фабрике, посёлок Балабаново стал известен не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Балабановские спички отправлялись в союзные республики – Украину, Грузию, Армению, Азербайджан, Латвию, Литву, Белоруссию, а также в Болгарию, Чехословакию, Монголию, Францию, Италию, Германию, Финляндию… Спичка стала визитной карточкой не только предприятия. Рост спичечного производства способствовал дальнейшему развитию рабочего поселка, обретению им статуса города. Не случайно спичка изображена на гербе города Балабанова, принятом в 2001 году.

Мини-плакат

Более тридцати лет проработали в цехе литографии Балабановской спичечной фабрики супруги А. Грибкова и В. Кривчиков. Александра Петровна - начальником цеха литографии, а Василий Кузьмич – художником-оформителем.

Отношение к спичечной этикетке в советское время было очень серьезным. Мини-агитплакаты – так называли этот вид полиграфической продукции. Над эскизами балабановских этикеток работала довольно большая группа московских художников, привлекали и своих, калужских.

Конечно, творчество Василия Кузьмича Кривчикова не ограничивалось этикеткой. Его графические, живописные работы неоднократно выставлялись в Москве, Калуге. В начале 1980-х годов В.К. Кривчикову было присвоено почётное звание «Заслуженный художник России».

В ногу со временем

В 1956 году был создан новый вид упаковки спичек – сувенирный набор, объединявший спичечные коробки по единому тематическому или сюжетному рисунку этикетки. Одними из первых были выпущены наборы «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» и «Спартакиада народов СССР». Четырнадцать сувенирных наборов были выпущены к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в 1957 году в Москве.

В 1958 году балабановские сувенирные наборы демонстрировались на Всемирной выставке в Брюсселе.

С 1977 года спичечные коробки стали изготавливать из картона вместо фанерного шпона. Фабрика выпускала спички разных видов: наборы сувенирные, спички специальные, охотничьи, ветровые, хозяйственные. В 1980-е годы Балабановская фабрика была самым крупным производителем спичечной продукции в Европе.

Новые темы

Между тем заказов на этикетки поступало всё меньше и меньше. Появились специальные машины, наносящие рисунок непосредственно на картонный спичечный коробок. Всё чаще в цехе литографии стали печатать совсем другую продукцию: ярлыки для упаковки киселя, шахматные доски, обувные коробки, наклейки к консервной (рыбной, овощной) продукции. И если в лучшие времена в цехе работало 120 человек, к 1999 году их осталось лишь 11.

В конце 1990-х – начале 2000-х на спичечной коробке стали всё чаще размещать рекламу предприятий, фирм, отелей. Были и необычные заказы. Состоятельный предприниматель из Кемерова заказал этикетку с портретами дочерей, капитан дальнего плавания пожелал видеть на корабле спички с собственным портретом, а бизнесмен из Ростова делал бизнес на спичках с изображением полуобнаженных особ на коробке.

Балабановская экспериментальная фабрика, представлявшая в начале 1950-х небольшое спичечное производство, выросшее затем в крупное, рентабельное и многопрофильное предприятие, в настоящее время прекратила выпуск спичечной продукции и специализируется в области деревообработки.

Кстати

Прежде чем этикетку выпускали в свет, эскиз должен был пройти конкурсный отбор, получить одобрение художественного совета и, наконец, разрешение цензора. Но даже эта процедура не всегда была гарантией защиты от неприятностей. Старые работники помнят, как пришлось уничтожать большую партию спичек, на коробках которых оказалось изображение церкви с крестом – нельзя было тиражировать православный крест в сотнях тысяч экземпляров.

А сколько проблем было у Александры Петровны Грибковой с одной из этикеток, которую разработал художник из Калуги Р. Курчик. Тема этикетки – самая безобидная: «План по производству спичек стабильно выполняется на 100%». Художник нарисовал спичку, разместил текст, а нули от числа 100 как бы нанизал на спичку. В комитет государственной безопасности тут же пришло письмо от некоего бдительного гражданина. Товарищ интересовался: «Почему литография во главе с А. Грибковой занимается повешением плана по спичке? Что они хотели этим сказать? Либо план в подвешенном состоянии, либо речь идет о каких-то других повешенных? Не умысел ли это?» «Идеологической диверсией» занимались года два. Даже газета «Советская Россия» на своих страницах затронула эту тему.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией