Самый известный детский лагерь страны отпраздновал 100-летний юбилей. Попасть в «Артек» было заветной мечтой всех советских детей. Тогда путевку нельзя было купить. Зато можно было заслужить хорошей учебой, успехами в спорте и творчестве, активностью в общественной жизни, добрыми делами… Мы решили собрать воспоминания калужан разных поколений, побывавших в легендарном лагере и на всю жизнь запомнивших поездку в «Артек». Наша первая публикация - об «Артеке» 1962 года.
1. В стране пионерии
Сначала был рисунок
Сегодня в компьютере Светланы Щербаковой 4 800 фотографий «Артека» и артековцев 60 - 80-х годов, а среди друзей в социальных сетях более сорока человек, побывавших в «Артеке». Им есть что вспомнить, что обсудить и что рассказать друг другу.Дипломом Всесоюзной выставки детского изобразительного творчества, посвященной 40-летию пионерской организации, и путевкой в «Артек» 12-летняя Светлана была награждена за рисунок «Струнный оркестр», на котором изобразила репетицию детского оркестра народных инструментов.
В путь!
Обычный плацкартный вагон и почти трое суток в пути… Нет, дорога не показалось школьникам из Калужской области ни длинной, ни скучной - это тоже было приключение.- Нас ехало четверо детей и сопровождающая, - вспоминает Светлана Владимировна. - Конечно, перезнакомились, первый вопрос - за какие заслуги путевка. Помню, был мальчик из какой-то деревни, его наградили за то, что он во время сбора урожая собрал больше всего картофеля…
19 сентября 1962 года ребята впервые «ступили на артековскую землю».
В тот же вечер каждый получил комплект форменной одежды на любую погоду, от которой школьники пришли в восторг: синий комбинезон, несколько рубашек разного цвета, белые шорты, панама...
Позже дружины стали называться лагерями, а их количество продолжало расти.
Утром, едва проснувшись, Света кинулась к окну - взглянуть на море. Но моря… не было: ввысь, к небу, убегали ряды необычных деревьев. Девочка бросилась будить подруг:
- Нас не туда привезли!
Вовремя появившаяся вожатая успокоила: море на месте. Лагерь дружины «Горная», куда попала калужанка, располагался у самого подножия горы Аю-Даг, а окна спальни выходили на ее склон.
Природа ошеломила ребят: на экскурсии по парку они с интересом разглядывали неизвестные деревья и кустарники, цветы и плоды, читали таблички-паспарту рядом с растениями, вдыхали незнакомые ароматы… До сих пор запахи самшита и лавра ассоциируются у Светланы со временем, проведенным в «Артеке».
Одна из сохранившихся фотографий для Светланы Щербаковой - особая. На ней их отряд им. Павлика Морозова запечатлен на фоне знамени дружины «Горная». Такая честь выпала отряду за активную работу, что подтверждает надпись на оборотной стороне. - Общей фотографии других отрядов на фоне знамени дружины я больше не встречала, - подчеркивает значимость награды Светлана Владимировна (на фото - стоит вторая слева).
Бегом!
А дальше началась артековская жизнь. Точнее, она помчалась.- Пешком мы там не ходили - только бегом, - улыбается Светлана Владимировна. - Столько всего надо было успеть!
День начинался с зарядки на большом стадионе под руководством вожатой. На линейку выходили строем под аккомпанемент горнов и барабанов. Светлана вошла в группу барабанщиков дружины, чем очень гордилась.
Ну а затем - спортивные соревнования и игры, конкурсы, экскурсии в Алупку и Севастополь, походы и концерты, катание на шлюпках и вечерние песни у костра… Особенно запомнился обряд посвящения в артековцы на горе Аю-Даг: подъем в пять утра, восхождение в гору со своим выбранным камнем, из которых на верхней площадке уже тогда выросла «артековская гора», встреча рассвета, артековские песни…
О пользе коллективного труда в «Артеке» тоже не забывали. Пионеры сами поддерживали порядок на территории лагеря, ухаживали за растениями и даже за животными. В дружине «Горная», например, жили кролики.
А вот заботу о вкусном и здоровом питании советских школьников брали на себя взрослые. Столы в столовых были рассчитаны на четырех человек, покрыты белыми скатертями, на каждом стояла ваза с фруктами и разные соки, доступные в течение всего дня.
Общение в лагере было открытым и уважительным.
- Никогда никого не ругали, - отмечает Светлана Владимировна, вспоминая забавный случай, когда очень шустрый и любопытный пионер увидел на территории инжир, набил карманы плодами и накормил весь отряд. К счастью, без последствий для здоровья.
«Все фрукты в парке съедобные, - спокойно пояснили вожатые, узнав об происшествии. - Если вы захотите что-то попробовать, обратитесь к нам, мы нарвем и помоем».
Без домашних заданий
Учеба в «Артеке» тоже проходила необычно. Классы по восемь-десять человек, индивидуальные парты, под крышками которых для каждого ученика были приготовлены комплект учебников, тетради, карандаши и... шариковая ручка, которую многие до поездки даже не видели.Уроки продолжались всего три часа, что абсолютно не сказывалось на качестве усвоения материала. И - никаких домашних заданий! Детям даже не разрешали брать с собой учебники: «Все знания у вас уже в голове».
Секрета в этом, разумеется, не было. В «Артеке» работали лучшие учителя Союза, грамотные и увлеченные, поощрявшие оригинальность и нешаблонность мышления. Их слушали, открыв рот, их рассказы и объяснения откладывались в памяти и немедленно закреплялись. Опрос проводился сразу же после объяснения материала, а знания оставались навсегда.
- Позже, став учителем, я поняла, что там использовалась другая методика преподавания, - поясняет Светлана Щербакова. - А тогда мне это очень помогло: в свою школу я вернулась совсем иной, исчезли чувство скованности и страх, который испытывала на уроках. Я не боялась отвечать, высказывать свое мнение и предлагать нестандартные способы решения.
А еще артековцам юнкоровской смены 1962 года повезло пообщаться с Юрием Гагариным, имя которого тогда гремело на весь мир.
Юрий Гагарин организовывал в «Артеке» соревнования, участвовал в концертах.
- Он отдыхал с семьей рядом в санатории Гурзуфа, - поясняет Светлана Владимировна. - Мы видели, как по утрам он делал зарядку на берегу моря, встречали его на парковых дорожках лагеря, и каждый мог с ним заговорить, спросить о чем-то. Он охотно общался: рассказывал о полете, о своих увлечениях, в нем не было никакой «звездности». А когда вокруг него собиралась стайка ребят, часто предлагал: «Давайте споем!» Мы запевали, вскоре рядом появлялся баянист, подхватывал музыку…Кстати, уроки пения в «Артеке» проводил известный советский композитор и дирижер Дмитрий Кабалевский. Под его руководством сводный артековский хор - две тысячи человек - выступал на прощальном концерте смены на костровой площадке дружины «Морская».
- Это был потрясающий концерт, - вспоминает Светлана Владимировна. - Ребята в народных костюмах из разных уголков Союза выступали с танцами, играли на народных инструментах, которые привезли с собой, - рекомендация об этом была в артековской путевке.
А потом наступило время большого прощального костра, угольки из которого ребятам на следующий день раздали вожатые.
- Мой уголек рассыпался, - говорит Светлана Щербакова. - И значок сберечь тоже не удалось: двоюродный братишка выменял его на какую-то безделушку. Но свои артековские фотографии я сохранила, хотя это было непросто.
Первый артековский значок появился накануне Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Изначально значки были наградными, ими поощряли за различные победы и достижения. Позднее значки «Артека» становились символом либо самого лагеря, как знаменитый артековский «костерок», либо важных для страны событий. Всего за время существования «Артека» были выпущены сотни значков: наградные, сувенирные, юбилейные и др. (на фото - значок 1962 года).
«Артек», дружина «Горная», мачта подъёма флага. Октябрь 1962 г.
Каждому пионеру в лагере выдавали «Личную книжку артековца», где фиксировались все его достижения, успехи, полученные знания и участие в мероприятиях. Такая личная книжка сохранилась у горниста дружины «Горная» Бориса Черемисина, который был в одной смене со Светланой Щербаковой и спустя много лет, увидев Светлану в фильме к 90-летию «Артека», написал ей в Одноклассниках.
«Артековец сегодня - артековец всегда»
Справедливость этого девиза Светлана Щербакова особенно остро ощутила в 2015-м, когда вновь оказалась в «Артеке».- Я услышала, что к 90-летию лагеря объявлена регистрация бывших артековцев, зарегистрировалась на сайте - и получила приглашение, - поясняет она.
Лагерь встретил приветливо: артековцы прошлого века могли ходить по территориям всех лагерей, узнавали знакомые места, удивлялись изменениям, предавались воспоминаниям, участвовали в юбилейных мероприятиях.
Фотографии, привезенные Светланой Щербаковой, удивили сотрудников музея «Артека», где не было никаких документов о дружине «Горная»: сказалось многолетнее запустение после развала Союза и пожар, случившийся в архиве как раз накануне перехода лагеря в ведение России.
Из той поездки Светлана вернулась окрыленная: она решила наладить связь с артековцами прошлых лет.
- Вы не представляете, сколько новых друзей из разных уголков страны у меня появилось, - улыбается Светлана Владимировна.
Одна из таких знакомых, вожатая 70-х годов Галина Шатунова, выпустила пять книг об «Артеке», где собрала воспоминания и документы об истории лагеря. В книгу «Артековец всегда!», посвященную 100-летнему юбилею, она включила воспоминания ста вожатых и артековцев из разных смен, разных дружин и лагерей. Есть в ней и воспоминания Светланы Щербаковой - учителя биологии, заслуженного работника образования Калужской области, ветерана труда.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото автора и из архива Светланы Щербаковой.
Продолжение следует.