Адмирал от сохи

Светлана ИВАНКИНА
21.05.2020 12:33
Яркая и трудная судьба выпала на долю сына земли Перемышльской.

В 1915 году в деревне Заборовка в крестьянской семье Василия Борисовича и Евдокии Ивановны Михайлиных родился сын Владимир, которому десятилетия спустя суждено было прославить и свое имя, и свою деревню, и Калужский край.

Молодой агроном

Дорога в большую жизнь началась для Владимира МИХАЙЛИНА в 1930 году. После окончания семилетки в Воротынской школе он поступил учиться в Калужский сельскохозяйственный техникум на агронома. Люди в то время взрослели рано. Так надо ли удивляться, что пятнадцатилетний паренек выбрал для себя такую профессию? Сама жизнь подсказала. С детства работая на земле, он чувствовал, на сколько больше она может давать людям, если подходить к ее возделыванию не только добросовестно, но и со специальными знаниями.

Через три года, закончив техникум, Владимир стал агрономом в совхозе «Ермолино» Боровского района. В 1937 году поступил в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Может, и стал бы Михайлин не менее известным, чем Терентий Мальцев, ведь работать на земле он любил и умел. Да только молодая страна не меньше, чем в агрономах, нуждалась в профессиональных защитниках своих рубежей.

Флот – на всю жизнь

В июле 1939-го по набору ЦК ВЛКСМ Владимир был призван на флот. Как он потом вспоминал, все решил случай. Молодой человек, восхищенный полетами Чкалова, как и многие другие, мечтал стать сталинским соколом. Но в авиацию набор закончился. Наш земляк отправился в Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе в Ленинграде, готовившее командные кадры для Рабоче-Крестьянского Красного флота. Думал, что это временно, и как только удастся, сразу перейдет в авиацию. Оказалось – на всю жизнь.

Кстати, это училище, созданное в октябре 1715 года по указу Петра I, много лет назад закончил другой уроженец Заборовки – Дмитрий Сенявин, ставший выдающимся флотоводцем и адмиралом. Вот так, столетие спустя, проявилась преемственность поколений.

На защите северных рубежей

Учеба полностью захватила Владимира. Прежние мечты об авиации ушли в прошлое. Только море!

Эсминец Балтийского флота Ленин, взорванный в Лилипае. Фото из открытых источников..jpg 18 июня 1941 года его курс отправился в Лиепаю на эсминец «Ленин» для прохождения практики. Однако война сломала все планы: не закончив учебу, курсанты пошли в бой.

Михайлина назначили командиром буксирного парохода, расставлявшего в Финском заливе баржи, оснащенные зенитными установками. В один из дней корабль попал под бомбежку и затонул – спастись удалось лишь чудом...

30 октября 1941 года Владимиру Васильевичу было присвоено первое офицерское звание. Молодой лейтенант получил новое назначение – на Северный флот. 1 декабря он прибыл на главную базу и был зачислен в экипаж корабля, который вскоре получил боевое задание – траление на подходах к Кольскому заливу и выходу к Берингову морю.

Выполнять задачи приходилось под постоянными налетами авиации противника – только на этот тральщик было сброшено около 60 бомб. В июне 1942-го один из немецких Ю-88 «влепил» им четыре бомбы по 250 килограммов каждая. Но экипаж спас корабль, приведя его в порт.

Вскоре Михайлин стал помощником командира на другом корабле, судьба которого также оказалась трагичной. Во время конвоирования транспортных судов в Карском море он прикрыл собой одно из них от вражеской торпеды и затонул. Мало кто из экипажа спасся. После этого Владимира Васильевича назначили командиром корабля, полученного по ленд-лизу из Англии. И вскоре за образцовое выполнение задания Михайлина наградили орденом Красного Знамени.

Последний конвой Великой Отечественной

За войну Владимир Васильевич прошел много тысяч миль в суровых военных водах Севера.

В марте 1945 года его направили в США для получения противолодочного корабля. Став его командиром, Владимир Васильевич прибыл во Владивосток и – сразу в бой. Участвовал в высадках морского десанта на Сахалин, в корейский порт Сейсин. В порту Маоко военные моряки приняли капитуляцию японцев. Конец войне! Но на долю Михайлина выпало новое испытание – его назначили командиром конвоя по перебазированию наших войск на Чукотку. Это был последний конвой Великой Отечественной войны.

Снова – учёба и служба

После победы Владимир Васильевич мечтал демобилизоваться и вернуться в Тимирязевскую академию. Но командование рассудило по-иному. Такими кадрами страна дорожила, и его направили в другую академию – в Военно-морскую в Ленинграде. Учеба там закончилась в 1951 году. И вновь началась служба.

Михайлин командовал крейсерами «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов» и «Куйбышев» на Черноморском флоте. Командование ВМФ, отмечая успехи экипажей и высокие личные качества их руководителя, направило Владимира Васильевича в Академию Генерального штаба. После ее окончания Михайлина назначили командиром дивизии крейсеров, а затем командующим первым ракетным соединением кораблей Черноморского флота.

Нет дороге окончания, есть её итог

На этом профессиональный рост Владимира Васильевича не остановился. В 1963 году он назначается первым заместителем командующего Балтийским флотом, а в 1967-м – командующим дважды Краснознаменным Балтийским флотом.

Не прошло и десяти лет, как наш земляк получил новое повышение – в 1975 году Михайлин становится заместителем Главнокомандующего МВФ. А в 1978-м он назначен заместителем Главнокомандующего Объединенными Вооруженными силами государств – участников Варшавского Договора. Это была последняя должность адмирала, награжденного многочисленными орденами и медалями, перед уходом в отставку.

Своим служением Родине, талантом и доблестью Владимир Михайлин прославил Перемышльский край далеко за пределами страны. В 1985 году Владимиру Васильевичу присвоено звание «Почетный гражданин Калужской области». Этот удивительный человек ушел из жизни в январе 2007 года и был похоронен на Перепечинском кладбище Московской области.

Фото из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика