А никто и не думал шуметь…

Наталья ЛУГОВАЯ
06.03.2020 14:38
Юные артисты из 49-й школы Калуги не только играют на необычных инструментах, но и пробуют себя в роли волонтёров

    Представьте, что ваш ребёнок, никогда не обучающийся в музыкальной школе, вдруг стал… артистом оркестра. Более того, он выступает и ездит с этим оркестром на гастроли. Недалеко, в пределах города, но всё же. Он увлечённо рассказывает о реакции зрителей, рвётся на репетиции и просит купить ему… погремушку. Или сделать маракас. Потому что это – его музыкальный инструмент.

   А вы ноктюрн сыграть смогли бы?

    Ну хорошо, не ноктюрн, а 24-й каприс Паганини. И не на флейте (водосточных труб), а на трещотках, бубнах, колокольцах…

    Участники шумового оркестра 49-й школы могут. И играют – в составе шумового оркестра, организованного преподавателем музыки Еленой ИЛЮХИНОЙ.

    - Вообще-то это заложено в программе, - отмечает учитель, кивая на стопки ярких учебников, сложенных на столе. – Дети знакомятся с различными «шумовыми» инструментами: ложками, бубнами… Чувство ритма – одно из основных в восприятии музыки.

    Всё началось два года назад, когда Елена Сергеевна организовала небольшой детский ансамбль, куда вошли ученики 4 «Б» класса. В репертуаре в основном детские песни. Но любой коллектив хочет выступать, и в декабре у ребят появилась возможность это сделать в Калужском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

    Однако только песнями выступление не ограничилось. Сначала к Елене Илюхиной обратились Роман Гомов и Тимофей Егоров - помимо учёбы в школе оба они занимаются в ДШИ №8 по классу флейты. «Можно мы что-нибудь сыграем?» - спросили они. Так концерт украсили ещё несколько оригинальных номеров.

   А затем был ещё один сюрприз

    - Мы не разговаривали подробно с ребятами о том, куда едем, - рассказывает Елена Илюхина. – Объяснили кратко, что есть одинокие люди, которым хочется общения, которые наверняка будут рады такому подарку.

    Однако развитие тема получила на других уроках. В сегодняшних школах много говорится о межпредметных связях и специальных проектах, выполнение которых призвано сделать детей лучше, умнее, воспитаннее. Но часто для таких проектов и межпредметных связей не нужны ни планы, ни конспекты – всего лишь человеческое отношение, душевное тепло. Узнав о поездке, классный руководитель 4 «Б» Лариса Михайловна Головченко предложила ученикам сделать небольшие подарки постояльцам интерната. На уроке труда ребята смастерили маленькие изящные коробочки под конфеты. Многие родители также загорелись идеей – так что в дом-интернат ребята поехали не только с концертом, но и с гостинцами. И эта поездка стала еще одним «волонтёрским проектом» школы.

    - Ребята потом взахлёб рассказывали, как их встречали в доме-интернате, - рассказывает Лариса Михайловна. – Как их благодарили бабушки, как подпевали, восхищались гостинцами и просили взять ещё для соседки, которая не смогла прийти.

   И славно грянули…

    Вслед за хором появился шумовой оркестр. В него вошли малыши - ученики 2 «Б».

    Согласитесь, это же здорово - вдруг стать музыкантом оркестра, всего лишь взяв в руки… погремушку. Или колокольчик. Или маракас.

    - Это мне мама сделала, - солидно презентует свой яркий инструмент один из участников оркестра Лев СЕРИКОВ: цилиндр, оклеенный блестящей бумагой. – Ручка из дерева и ниток, а внутри… кажется, сушёный горох.

    Сценический образ оркестр выбирал вместе с родителями: девочки - пчёлки, мальчики – божьи коровки. Однако репертуар у «пчёлок» нешуточный: только классические произведения. Конечно, они всего лишь аккомпанируют фонограмме солиста, по-своему «озвучивая» мелодию. Но каждому надо знать свою партию, вовремя вступить, не сбиться с ритма… И, кстати, некоторые четвероклассники из хора – даже те, кто учится в музыкальной школе и осваивает серьёзные инструменты, – немножко завидуют артистам оркестра и тоже втайне мечтают сыграть на чём-нибудь шумяще-гремящем.

    Одним из первых выступлений шумового оркестра также стало выступление на мероприятии «Осенний бал» в школе-интернате №5 им. Ф.А. Рау для слабослышащих детей. И это не случайно. Когда-то Елена Илюхина преподавала в этом интернате, именно там она организовала первый шумовой оркестр: дети с нарушением слуха очень хорошо чувствуют ритм.

    - Конечно же, такая работа невозможна без помощи и поддержки, - говорит Елена Сергеевна. – Поездку в пятый интернат мы организовывали совместно с классным руководителем 2 «Б» Екатериной Владимировной Геник, очень помогли родители.

    Очевидно, что для родителей юных оркестрантов такое необычное увлечение детей тоже стало открытием: именно они обратились в редакцию с предложением рассказать о деятельности педагогов.

    - Дело не только в музыке, - отмечает замдиректора по воспитательной работе Елена Магденко. – Не менее важно, что дети учатся отзывчивости, доброте, умению взаимодействовать с разными людьми и нести им радость.

    «Маленькая творческая находка», - так охарактеризовал необычный оркестр директор 49-й школы Александр ДЕНИСОВ.

    - Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности, мы пробуем разные формы, и это одна из них, - пояснил Александр Николаевич. - Я видел видеозапись выступления оркестра в интернате, мне очень понравилось. Мы даже задумались над тем, чтобы показывать небольшие творческие номера на переменах. Это позволит познакомить других учащихся с таким видом творчества. Возможно, кого-то он тоже заинтересует.

Фото: Наталья ЛУГОВАЯ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика