Шекспировская трагедия, трагедия венценосной семьи и человека, стоящего перед выбором, все так же актуальна сегодня. Это подтверждают восхищенные возгласы как умудренных житейским опытом театралов, так и совсем еще молодых ценителей искусства, пришедших в театр по Пушкинской карте.
Неладно что-то в датском королевстве
С самого начала зрителя настраивают на трагедию. Трагичная музыка, почти реквием, звучит и в фойе театра, и потом в спектакле. Ее специально для постановки на калужской сцене написал известный композитор Игорь Щербаков.
Потрясают своей простотой, лаконичностью и мрачностью декорации. Дания переживает не лучшие времена. Старинный замок режиссер и декораторы представляют нам в виде грубого металлического каркаса без стен. Он чем-то похож на строительные леса, связывающие и поддерживающие некогда мощное строение, судя по многочисленным лестницам и коридорам, но теперь прогнившее и проржавевшее, как сам дух в нем. Истинного короля не стало, и нет порядка в датском королевстве – здесь поселились уныние и упадок. Прекрасно сработал художник-постановщик Борис Шлямин. Очень образны, соответствуют эпохе и происходящему костюмы от Оксаны Богданович.
Принц перед выбором
Сложную шекспировскую трагедию поставил главный режиссер театра Роберт Манукян, давно мечтавший об этой постановке, но не видевший среди актеров исполнителя главной роли. И вот герой нашелся, на роль Гамлета Манукян выбрал Кирилла Бессонова. Но вместе с ролью на него лег большой груз ответственности.
- Очень много сложных для восприятия моментов у него как у личности. И взросление происходит. А потом вдруг с ним происходит «расчеловечивание». Я не знаю, насколько можно оправдать путь мести и убийство. По восприятию моего внутреннего мира это невозможно. А Гамлет совершает эти поступки, – поделился впечатлениями о своем персонаже Кирилл БЕССОНОВ.
Оговорюсь сразу – выбор режиссера, по-моему, оказался удачным. Зритель видит на сцене живое воплощение Гамлета, задуманного Шекспиром. Будто дух его вселился в тело актера. Вопрос «Быть или не быть?» актер произносит с кажущимся спокойствием и вроде без надрыва, но уже чувствуется едва сдерживаемая безысходность девятого вала его страшной мести. Знаменитый монолог воплощает душевные сомнения принца Гамлета. Узнав, что его отца убили, он оказывается перед трудным выбором: смирение или месть, жизнь или смерть. Он долго размышляет, мы видим его смятение, неуверенность, он ищет встречи с призраком отца, чтобы удостовериться в коварстве злодеяния. И все же встает на путь мести, отказывается от всего самого дорогого ему – от любви к матери и Офелии, отторгает, по сути, жизнь и мечты. Внимательный зритель, безусловно, увидит в ходе спектакля, как меняется походка Гамлета, его движения, речь, мимика. Все безотрадно, сердце принца постепенно опустошается, мечты и иллюзии превращаются в прах.
Офелия гибла и пела
Возлюбленная Гамлета предстает, по замыслу Шекспира, неискушенным юным и чистым созданием, по сути, ребенком. Не отходит от этой линии и режиссер Манукян. Но он умело сузил роль Офелии до нескольких кратких моментов, сделав ее образ четче, трагичнее. Испытаний, которые обрушились на плечи этого нежного создания, обласканного ранее любовью, она не снесла. Безвыходность ситуации, разрушившая ее жизнь и рассудок, совершенно очевидна. И это все без труда, казалось, сыграла на сцене актриса Кристина Стебунова – несчастная любовь Гамлета.
Тень или грозный командор?
Еще одна роль, которая, без сомнения, пора-зит и восхитит умы поклонников театрального искусства, – призрак отца Гамлета, сыгранная заслуженным артистом Сергеем Корнюшиным. Очень сильная роль, возбуждающая рой эмоций. Как смел он сподвигнуть сына своего к возмездию? Как смел требовать мести? А потому что он – король, великий муж королевства, вверенного ему. Актер воплотил в этой роли образ человека сильного и непреклонного. Мы не знали его при жизни, но во всем облике, нарисованном Сергеем Корнюшиным, мы чувствуем его стать. Нет, он не призрачная тень, являющаяся обитателям замка, он грозный командор, взывающий к отмщению.
Круги по воде
Перед выбором режиссер ставит и все окружение Гамлета. В чем смысл жизни человека? В то время, когда Гамлет борется со злом и предательством, поселившимися в замке, его мать – королева Гертруда, роль которой очень правдоподобно сыграла Ольга Петрова, подчиняется воле убийцы и выходит за него замуж. Она выбрала место в стороне, но можно ли оставаться безучастной, когда мир рушится?
Клавдий – братоубийца, кажется, он достиг своей страшной цели, но нет, муки совести не дают ему жить спокойно, и он выбирает новые злодеяния. Совершенно хорош в этом образе Сергей Вихрев. Прямо-таки веришь в его подлость и лицемерие.
Товарищи принца по учебе, Розенкранц и Гильденстерн, прекрасно сыграны Вячеславом Соколовым и Андреем Соловьевым, этакие идеальные, чистенькие свинтусы, продавшиеся при первой возможности заработать. И были удостоены соответствующей награды. Помните, как в пословице говорится: не рой другому яму - сам в нее попадешь. Ужасает их гибель, весть о которой доходит до замка. Но кровь стынет в жилах, когда осознаешь, что это итог их выбора.
***
Спектакль ждет вас, разные составы актеров откроют зрителям свое видение трагической истории. И. конечно, вы не сможете не заметить ноток юмора, добавленных режиссером.
- Без юмора вообще жить нельзя, мне кажется. Но зритель должен быть психологически готов к тому, что нужно будет концентрироваться. Он пришел не только развлекаться и отдыхать. В данном случае он пришел просвещаться, – предвосхитил ожидания публики Роберт МАНУКЯН.
Смотрите, просвещайтесь, и пусть каждый решит для себя, быть или не быть.
Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын по имени Амлет и жена Герута. Брат завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.