В калужском Доме музыки недавно с успехом прошел концерт замечательного исполнителя Виктора ЗИНЧУКА. Он представил зрителям свой новый альбом «Секрет релакса», а также сыграл лучшие произведения из своего обширного репертуара.
Нашему корреспонденту удалось побеседовать с артистом. В разговоре он порадовался, что, несмотря на неопределенную обстановку, — концерты до сих пор еще часто отменяются, и не только у него, но музыканту удалось приехать с концертом в Калугу.
Виктор ЗИНЧУК (род. 1958 г.) — российский гитарист, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России. Помимо создания своей собственной музыки сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина.
Признавался лучшим гитаристом страны.
Занесен в 2001 году в книгу рекордов Гиннеса как самый техничный гитарист мира за самое быстрое исполнение «Полета шмеля» Римского-Корсакова - 20 нот в секунду.
Многолетний участник футбольной команды звезд эстрады «Старко»
«У меня поёт гитара»
— Виктор, вы ведь не в первый раз в нашем городе? Какое-то впечатление о нем уже составили?
— Да, это настоящий русский город, что особенно заметно после Москвы, и его прелесть с годами я люблю еще больше. На меня сильное впечатление еще в советские времена произвело посещение дома-музея Циолковского. Я ведь приезжал сюда выступать в пору, когда работал с Юрием Антоновым, Валерием Леонтьевым, группой «Арсенал». А потом и после 2000 года, с сольными концертами, когда еще пел.
— Я как раз хотел спросить: продолжить эти опыты не предполагаете?
По законам классики
— Вы и новые альбомы записываете, в том числе авторские…
— Да, я работал над авторским альбомом «Секрет релакса» два с половиной года, и основная часть записи пришлась на пандемию, то самое время, когда другие жаловались на безденежье и складывали ручки. Записывал один, играл все инструменты. По законам классической музыки - от начала до конца. На запись одного произведения, его выигрывание, как это делают классические музыканты, уходило порой по месяцу. А в альбоме 12 произведений. Но работалось спокойно. Я постарался показать в альбоме красоту звучания акустической гитары, благо я за свою жизнь скопил большую коллекцию гитар, среди них есть в стоимость автомобиля. Это мои инструменты, мои краски.
У нас анекдот такой родился. Встречаются два музыканта. Один другому говорит: «Я новый альбом записал». «И что, продал?» - другой спрашивает. «Да, продал – гараж продал, машину продал». Это отчасти и про меня. Моя большая коллекция гитар сократилась ровно вдвое. От всех излишков категорически избавился, а с теми, что остались, расставаться не собираюсь, пандемия большая… (смеется).
«У меня коллаборация с Бетховеном»
— В качестве приглашенного музыканта вы в последнее время ни с кем не работали?
— Нет. Я самодостаточный исполнитель, играю все сам. Как Валера Дидюля или Владимир Кузьмин, который тоже сам играет и поет. И, в общем-то, ни с кем не хочется никаких коллабораций. С кем коллаборация, если у меня она с Бетховеном, Паганини, с другими гениями.
— Но с Пугачевой было же сотрудничество?
— Если бы Пугачева даже сейчас предложила, почему бы нет. То, что мы сделали, было в восьмидесятых, девяностых - блюз «Куда все уходят» и «Мэри». Кстати, «Мэри» сначала предназначалась Киркорову. Он потом отдал ее Алле. Мы ее и исполнили. Это Алла настояла, чтобы в песне было два гитарных соло…
— Я еще помню клип такой, с намеком на интригу...
— А что вам интересно?
У меня замечательный коллектив, гитарист Дмитрий Лобанов, звукорежиссер хороший Александр Кузьмичев, он многим писал альбомы – Косте Никольскому, Саше Иванову, мои обработки каприса Паганини, колыбельной Гершвина, Вивальди, которые звучали в Европе. И не все знают, особенно молодые, что я первый их в таком виде записал.
Гитаристы и лампочка
— Вы следите за творчеством молодых гитаристов?
— Я-то сам из советского времени, вырос в представлении, что мы все братья и занимаемся одним делом. У нас существовала корпоративная этика — уважение к партнеру. Сейчас по-другому, появилось понятие «бюджет». Теперь капиталистическая система, и в любом деле человек, занимающийся тем же, что и ты, тебе конкурент. Особенно в интернете, где появились музыканты-блогеры. Но это принципиально разные вещи. У концертного музыканта требования только к себе, у блогеров — только к другим, а себя они обожают, хотя часто двух нот связать не могут. Но на них не стоит обращать внимания.
А про гитаристов в том же интернете шутку увидел. Там был вопрос: сколько нужно гитаристов, чтобы завинтить одну лампочку? И ответ: до 100. Один стоит на лестнице и вкручивает, а 99 советуют, как это лучше делать и как бы они сами сделали. Не так давно в интернет мою видеошколу по-пиратски выложили, и кто-то из молодых ее оценивает, говорит, что я что-то там не так называю. Но эти видеоуроки вышли 20 лет назад, когда сегодняшних технических приспособлений для гитар практически не было. И рекорд Гиннесса в скорости исполнения я поставил примерно тогда же. Но как потом понял, самое сложное – играть красивую музыку, а играть быстро – это совсем не сложно.
Спортсмены понимают тех, кто пашет
— Я знаю, что раньше вы играли в футбол за команду эстрадных звезд. А сейчас как со спортом?
— Не завязываю. Конечно, я не профессионал, но в моем возрасте не каждый может целый матч пробегать на ногах. У нас в команде много ветеранов «Спартака». Я в Инстаграме иногда фотографии с матчей выкладываю. Вот недавно мы играли с олимпийскими чемпионами, там были Леша Прудников, хоккейный вратарь Владимир Мышкин, гимнаст Алексей Немов. В прошлом году я Мышкину гол забил, а потом в ходе игры ощутил на себе всю мощь Немова, неделю спина болела после игры (смеется). Недавно выступал у Алексея на отличном шоу в Лужниках, играл Вивальди. Спортсмены, кстати, очень хорошо разбираются и ценят тех, кто пашет.
— В Калуге уже много лет проводится фестиваль «Мир гитары». Вы не хотели бы на нем выступить?
— Меня пока никто не приглашал. Но почему бы и нет. Если пригласят - приеду с удовольствием. Я выступаю с концертами и мастер-классами на различных фестивалях.
Фоторепортаж по теме
Фото Сергея Лялякина.