Мы привыкли, что скульптура – это что-то очень большое, каменное или бронзовое и обязательно холодное, как Феликс Эдмундович на Лубянке или рабочий на Московской площади нашей губернской столицы. Но времена меняются, и современные авторы создают работы совсем другие. Вспомните калужского городового с собакой на аллее на улице Кирова, голубей в фонтане у театра, ученого кота у университета. Правда же, они не холодные, а очень милые? И металл с камнем далеко не всегда востребованы современными скульпторами. В ход идут дерево, керамика, стекло, разные гаечки-винтики. Отличаются нынешние ваятели и замысловатым мышлением, оттого их скульптуры несут в себе философское начало.
Бронзовые мясорубки и застывшая вода
Изюминкой фестиваля, проходившего в Инновационном культурном центре, стала грандиозная выставка столичного скульптора Андрея Молчановского «Страсти по Пальмире» в выставочном зале ИКЦ. Среди многочисленных фигур из цветного оптического стекла, которые узнаваемы даже без прочтения табличек под ними и которые можно разглядывать часами, выделяется движущаяся светокомпозиция из металла и стекла. Борьбу идеального мира, где царит искусство, с деструктивными процессами, происходящими в обществе, показал автор в своей масштабной скульптурной группе.
В инсталляции из бронзы и стекла Андрея Молчановского живое, светлое и чистое искусство, которое воплощено в оптическом стекле (а для Андрея стекло – некое состояние воды, застывшая ее форма), восстает против разрушения и поругания святынь. Бронзовые вертящиеся колонны, скрипучие и холодные, символизируют мясорубку войны. В кромешной тьме мы видим, как кристаллы стекла оживают и начинают играть различными переливами цвета, но потом будто бы окрашиваются кровью под действием металлического скрежета, говорящего о разрушениях.
Световая композиция мастерски задумана и сделана скульптором под впечатлением событий, произошедших в Пальмире - древнем городе на территории современной Сирии. В 2011 году ценные памятники архитектуры и истории были разрушены в ходе гражданской войны. Архитектурному наследию нанесен огромный урон. Мировое сообщество, особенно люди искусства, археологи и историки, пришло в ужас от содеянного.
- Стекло для меня - средство выражения идеи, я не художник по стеклу, - отметил Андрей МОЛЧАНОВСКИЙ, - коллекция, представленная на выставке, создавалась в течение 10-12 лет. Работы из стекла как некий идеальный мир, наполненный светом, жизнью, оптимизмом. А металлические колонны - антипод этому миру. Механизмы представляют нечто техногенное, уничтожающее живое. Это было сделано под впечатлением от разрушения архитектурных памятников в Сирии. Это возмущение человека, всю жизнь посвятившего искусству и созданию прекрасного.
Как завороженные наблюдали калужане за происходящим в выставочном зале. Философское искусство московского скульптора тронуло их души.
Искусство в массы
Ну а основу фестиваля современной скульптуры составили маркет от калужских, обнинских и московских рукодельных мастеров и, самое главное, мастер-классы. Их давали известные скульпторы из Москвы и Калуги: Маргарита Камардина, Михаил Соломатин, Евгений Гоманов, Андрей Молчановский, преподаватель областного колледжа культуры и искусств Светлана Фарниева и заведующий мастерской керамики ИКЦ, основатель фестиваля Карина Саитова.
- Я познакомилась с работами Андрея Молчановского, и мне захотелось, чтобы это увидели все. Фестиваль современной скульптуры возник спонтанно, но нам хочется, чтобы такой скульптурный форум был в Калуге . И чтобы можно было не только посмотреть на творения мастеров, узнать о тенденциях в современной скульптуре, но и попробовать что-то сделать своими руками под руководством опытных мастеров, - поделилась идеей создания фестиваля художник Карина САИТОВА.
Маргарита Камардина учила желающих делать из глины антропоморфные вазы.
На анималистическом уроке Светланы Фарниевой можно было слепить из глины тигра, барсука, собаку или слона. Как ни странно, у взрослых людей, никогда не лепивших даже из пластилина, это отлично получалось.
- Все животные созданы одинаково. Я рассказываю ученикам о пропорциях. Получиться может у каждого, главное, знать, как устроены животные. Когда-то в детстве взрослые люди, может быть, хотели этим заниматься, но не сумели, и теперь у них есть возможность реализовать свои желания на мастер-классах, - рассказала Светлана ФАРНИЕВА.
КСТАТИ
Посмотреть на застывшую воду, так видит стекло Андрей Молчановский, и вспомнить разрушенную Пальмиру можно будет до 16 октября, выставка продолжит свою работу.
Напомним, фестиваль и выставка организованы при поддержке министерства культуры и туризма Калужской области.
Фото автора и Сергея ЛЯЛЯКИНА.