В поисках гармонии

Татьяна САВКИНА
25.10.2019 09:10
Молодёжному симфоническому оркестру исполнилось пять лет.

    О сегодняшней жизни молодежного симфонического оркестра, о планах и перспективах, о том, как ведется работа с талантливой молодежью, имеющей все шансы влиться в коллектив, мы поговорим с заместителем министра культуры области Анастасией Оксютой и его нынешним руководителем и дирижером Сергеем Орловым.

    Оркестр был основан по инициативе губернатора региона Анатолия Артамонова. С коллективом работал заслуженный артист России Александр Гиндин. На момент становления в оркестре играли студенты ведущих вузов страны, в числе которых были молодые музыканты, обучающиеся в Московской государственной консерватории 
им. П. И. Чайковского. 

   Классика как образ жизни

    - Анастасия Викторовна, как вы оцениваете музыкальную культуру в нашем регионе?

    - У нас создана концепция развития академического искусства. Мы стремимся приобщать население к классике, чтобы люди лучше понимали ее, были культурно развиты и эстетически обогащены. Все концертные организации, творческие коллективы области задействованы в этой концепции. Прежде всего это государственные профессиональные коллективы, которые должны нести академическую культуру в массы. Среди них – Калужский молодежный симфонический оркестр.

    - Какова сегодня степень вовлеченности калужан в оркестр?

    - Как вы помните, раньше нас критиковали, что в оркестре играли приезжие музыканты, мы добились того, что более 70 процентов из них – калужане. Не только те, кто изначально проживает здесь, но и те, кто переехал в регион жить и работать – люди, имеющие опыт и, самое главное, талант. Это важно, потому что нужны свежие профессиональные силы. Когда вливаются таланты со стороны, это толкает на развитие.

    Калужский молодежный симфонический оркестр хорош уже тем, что он наш! Немногие города могут позволить себе собственный молодежный симфонический оркестр. Коллектив выступает не только в Калуге, но и в районах, дает открытые уроки, мастер-классы, в конкурсе «Молодежная симфония» играет программу с юными музыкантами. Конечно, это большая ответственность для оркестрантов, но в то же время и большая честь. Надеемся, что детей-победителей мы будем вести до того момента, когда они смогут полноценно работать в оркестре.

   Молодые кадры

    - На ваш взгляд, каков на данный момент уровень профессионализма оркестрантов?

    - Безусловно, это высокий уровень мастерства. Конечно, всегда есть куда расти, и мы будем для этого прикладывать все силы. На деньги, выделенные из областного бюджета, для оркестра уже закуплены инструменты, которых у них недоставало, пошиты костюмы - зрители в этом концертном сезоне могут все это увидеть. Также оркестр разрабатывает новые программы, это живой организм, который постоянно меняется. Думаю, такая тенденция будет продолжаться и дальше.

    - Как в регионе обстоят дела с воспитанием юных музыкантов?

    - У нас сейчас неплохой, на мой взгляд, подход к отбору молодых дарований. Практически во всех музыкальных школах есть предпрофессиональная подготовка. Уже на этом этапе с помощью педагогов и учебно-методического центра образования в сфере культуры и искусства мы начинаем присматриваться к детям. Есть правительственные именные стипендии «Надежда» (их выделение происходит на конкурсной основе) – таким образом поддерживаем талантливую молодежь. Также при музыкальном колледже им. С. И. Танеева открыта школа молодых дарований. Если дети талантливы, они легко туда поступают, и уже колледж, начинает заниматься их развитием. Многие потом продолжают там получать среднее специальное образование.

    Сейчас мы проводим работу по получению лицензии Калужским государственным университетом им. К. Э. Циолковского на открытие нового факультета, чтобы исполнители могли учиться здесь, в нашем регионе. А во время обучения они смогут стажироваться в молодежном симфоническом оркестре. Но это еще процесс будущего, пока лицензирования нет, специальность не открыта. Надеюсь, в скором времени это будет сделано, мы сможем готовить молодые кадры фактически у себя дома.

    Я считаю, воспитание классикой должно присутствовать в жизни нового поколения. Необязательно молодой человек станет музыкантом, и, возможно, он не будет даже ценителем, не всегда будет посещать концерты, но он проникнется красотой этой музыки, будет уважать и понимать ее, пусть даже на том уровне, который ему доступен. На мой взгляд, это очень ценно, это создает гармонию всего мировоззрения человека.

С. Орлов.jpg
Эта музыка будет вечной

    - Сергей Юрьевич, пять лет назад оркестр в основном состоял из иногородних музыкантов. По сей день играют они или за эти годы сами смогли воспитать музыкантов, достойных занять место в молодежном симфоническом оркестре?

    - Нам повезло, что губернатор области Анатолий Артамонов любит симфоническую музыку, и для того, чтобы она звучала, готов делать соответствующие шаги. Я руковожу оркестром всего год, но за это время мы практически полностью обновили состав. На данный момент 75 процентов участников – наши земляки. С уверенностью могу сказать, что молодежный симфонический оркестр – высокопрофессиональный коллектив, который является гордостью области, он может работать на международном уровне.

    - Классика – это музыка для определенного слушателя или она доступна пониманию каждого? 

    - Чтобы понять классическую музыку, нужно с ней знакомиться, слушать, посещать концерты. Хочу поделиться своим опытом: когда я готовлюсь к выступлению, до сотни раз могу прослушать одну и ту же симфонию, и все время она воспринимается по-разному, открываются все новые нюансы. Конечно, она сложна для восприятия, требует душевных и эмоциональных затрат, чтобы ее понять и полюбить. Зачастую у рядового слушателя словосочетание «симфоническая музыка» ассоциируется со скукой и чем-то непонятным. Мы разработали стратегию, по которой хотим воспитать нашего слушателя с помощью популярной музыки. В прошлом году на концерте мы исполняли произведения Поля Мориа и Джеймса Ласта. От простого к сложному. Таким образом слушатели привыкают к звучанию, к краскам музыки. Однако роль симфонического оркестра – это исполнение академической музыки: симфоний, увертюр, каких-то вокальных произведений, популярную музыку мы исполняем для того, чтобы привлечь слушателя. 

   - А что ждет оркестр в ближайшее время?

    - В первую очередь надо обзавестись собственной площадкой для оркестра. После ремонта в Танеевском зале вновь будет звучать высокое искусство. В планах установить там хорошее световое оборудование, проекторы, чтобы можно было привлечь публику и визуальными эффектами. И, конечно, развивать оркестр, а для этого нужна работа с известными музыкантами, гастроли. Кстати, ведутся переговоры с Италией, Чехией и Китаем о гастрольных турах. 

    20 ноября мы реализуем совместный проект с Оксфордской филармонией. В Калугу приедет потрясающий дирижер из Великобритании Ханна Шнайдер. Программа концерта «Венская музыка» будет состоять из произведений Бетховена и Мендельсона.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН и из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика