Тайны старых шкафов
Что хранится в вашем шкафу? Одежда? Вы уверены? А может, там обнаружится пара скелетов? Или как у Клайва Льюиса – целая неведомая страна? Да и одежда одежде рознь. Вот, например, в шкафу художницы Екатерины Ковалевой бережно хранится мамино нежно-желтое платье в клеточку. Екатерина надевает его на дни рождения своих детей. Лиза Ольшанская до сих пор хранит школьное платье из мягкой пряжи, связанное бабушкой Миррой взамен обычного коричневого форменного платья для школы из грубой материи. Платье снежинки, сшитое мамой Веры Хлебниковой, – еще одна трогательная история. Дело в том, что мама Веры повесила платье сушиться над плитой и в некоторых местах оно было прожжено. И тогда, чтобы дочь смогла быть снежинкой на празднике, папа маленькой Веры придумал приклеить на прож-женные места кружочки фольги.А у Кейко Кобаяши в шкафу - летнее кимоно, сшитое совместно с бабушкой, которая родилась в 1905 году, когда еще все в Японии носили кимоно, и умела их шить. Кейко попросила бабушку научить ее этому красивому искусству. И бабушка выбрала ткань синего цвета с бабочками, символизирующими чистоту девушки. Необычная рубашка сиамских близнецов Наташи Ивановой – ее дань тем, кто был рожден вместе или неразрывно связан в этой жизни. Екатерина Левенталь хранит в шкафу маленькое черное платье своей мамы, сшитое молодым Славой Зайцевым, работавшим тогда в театре сатиры, для выхода мамы на поклоны. Мама Екатерины - известный театральный художник Марина Соколова - участвовала в постановке спектакля «Женитьба Фигаро».
А вот ярко оранжевая рубаха из парашютного шелка имеет прямо-таки героическую историю. Она подарена летчику-космонавту Ирине Соловьевой в честь двухтысячного прыжка с парашютом. На рубашке вышита эта рекордная цифра «2000». Отважная Ирина Соловьева была дублером первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, но в космос так и не полетела. Она до сих пор тренирует космонавтов в Звездном городке. А последний, 2500-й, прыжок с парашютом совершила, когда ей было 55 лет.
Выставка в галерее ИКЦ рассказывает, конечно, не только о платьях, но и о судьбах десяти художниц и одного космонавта. Она о космосе. Не о том высоком, а о том, который скрыт в каждой женщине, в каждом человеке.
«Личный космос» - невероятно харизматичная выставка. Платье как личный космос, как нечто сокровенное, что сопровождает нас от рождения до смерти. Платье как память о тех, кто остается дорог, кто любим нами.
А в центре галереи – ракета. Почти такая же грандиозная, как за окном, только из множества белых платьев разных времен и крестильных сорочек. Это наши души, устремленные к небу, в космос, ибо душа свободна и крылата.
- Как хорошо, что внутри нас нет границ, которые могли бы удерживать в жестких рамках. Хотя бы наши души должны быть свободны и должны лететь в незримое и неведомое и благодаря этому становиться настоящими человеческими душами, - сказала заместитель министра культуры региона Анастасия Оксюта, поведавшая свою историю о платье.
Холодный космос
Спектакль, поставленный режиссером драмтеатра Дмитрием Бурханкиным в жанре work in progress, стал для зрителей фестиваля своеобразным ушатом воды. Зрителю представили вполне состоявшийся спектакль, хотя режиссер и считает его незавершенным, по пьесе молодого, но уже известного драматурга из Нижневартовска Алексея Житковского «Космос».Дмитрий Бурханкин буквально оживил пьесу, усилив все ее болевые моменты и беспросветность жизни главной героини, которую блестяще сыграла актриса калужской драмы Светлана Никифорова. Страшно правдоподобны были в ролях Владимир Прудников, Кирилл Бессонов, известный в молодежной среде музыкант и блогер Ваня Дыба, студийцы Леонида Клеца.
Это история о жизни, которая не лучше смерти. Разницы между живыми и мертвыми нет никакой. И автор, и режиссер не дают в спектакле даже маленькой ниточки надежды, зацепившись за которую, можно было бы вылезти из трясины обывательщины, бытовых неурядиц и несчастливых взаимоотношений. Но космос нужно растить в себе самим, говорит нам автор пьесы, а не ждать, что его привезет знакомый космонавт.
Фото: Татьяна ПЕТРОВА и Сергей ЛЯЛЯКИН.