«Украсы» жизни

Светлана МАЛЯВСКАЯ
06.11.2020 16:15
От портов да сарафанов к футболкам-джинсам и обратно.

    – Лет через сто потомки будут изучать футболки, джинсы и бейсболки, как мы сегодня понёвы, порты и «сороки» (головной убор замужней женщины), – считает Наталия Моисеенко.

    Вместе с супругом Михаилом Силаевым они занимаются созданием кукол и изучением народного костюма Калужской губернии. В октябре на X Всероссийском фестивале «Русский костюм на рубеже эпох» Наталия и Михаил получили звание лауреатов за коллекцию «Фазы жизни как фазы Луны».

   История одной занавески

    Однажды в руки мастеров попали редкие вещи – занавеска (передник) с прекрасно сохранившейся перевитью (вид вышивки), где разгуливали павы, росли деревья диковинные, с элементами в техниках браного и закладного ткачества, что бытовали в деревнях близ Калуги. А также передник с набойкой, которую описывала еще в 1925 году этнограф М.Е. Шереметева.

    – В нашей жизни это вторая встреча с подобной красотой. Знать, что такое ткали и вышивали наши предки совсем недавно, держать в руках – непередаваемые гордость и восторг. Почти мгновенно родилась идея воссоздать образ женщины в кукле, – рассказывает Наталия. – Мы в мельчайших подробностях постарались воспроизвести костюм деревни Корекозево Перемышльского уезда Калужской губернии, откуда родом эти находки. Повторили крой рубахи с затканными рукавами, рисунок набойки и даже подшивку сарафана, на который ушло три метра старинного кумача. Так появилась молодуха – женщина в первый год после замужества и появления первенца. А благодаря ей родилась и коллекция «Фазы жизни как фазы Луны», где мы постарались показать, как менялся костюм женщины в зависимости от возраста.

    Создание куклы, её образа сродни работе золотоискателя. Михаил и Наталия перечитали немало трудов по этнографии, совершили экспедиции по деревням и музеям страны, вели беседы и творческие споры с такими же неравнодушными собирателями и искусствоведами. Все увиденное и услышанное, записанное и зарисованное находит отражение в работе.

   В споре рождается…

    Куклы появились в этой семье благодаря… спору. Наталия была коучем (тренером). Так получилось, что в канун Нового года одна из клиенток пожаловалась, что заработать рукоделием трудно. Наталия решила её поддержать и доказать обратное. Так на свет появились первые игрушки из фетра.

    – Сейчас куклы занимают основное место в нашей жизни. Занимаемся ими с утра до глубокой ночи, – смеётся Михаил.

    Бывший военный ловко управляется с иглой, ниткой, бёрдо и пяльцами. За эти годы он освоил различные виды ткачества, научился вышивать, владеет калужской перевитью и, если что-то еще потребуется для появления новой куклы, этим тоже овладеет.

    – Мне нравятся куклы. Но ещё интереснее процесс их изготовления. Если понимаешь технологию и отдаешься без остатка, то кропотливая работа не утомляет, – поделился он. – Стараемся, чтобы, увидев нашу работу, люди задумались о своих корнях.

    – Конечно, в творческой семье есть разделение труда, – продолжает супруга. – На вопрос, что делать, отвечаю почти всегда я. Идея может родиться мгновенно или вынашиваться месяцами. И когда надо ею поделиться, возникает большая трудность. Рисовать не умею совсем. Михаилу приходится читать мысли и блуждать в лесу догадок. Мыслю масштабно, он возвращает с небес на землю, в конкретику. Тем, как сделать, заведует Михаил.

   Понёва для грематухи

    Такой игрушки в жизни и тем более на фестивале «Хлудневское древо» до этого не было. Видано ли дело – одеть глиняную бабу в текстильный наряд! Удивили мастера и себя, и гостей, и экспертов.

    – Это была классическая хлудневская грематуха – конус, прилепы с птицами, корзинка с детишками в руках, но одетая в стилизованный наряд, – говорит Михаил. – И робкая попытка прикоснуться к костюму.

    Всё – от идеи до последнего стежка – мастера делают сами. Хлудневскую игрушку тоже лепить научились. Много раз бывали в знаменитой деревне у тех, кто продолжает традиции промысла.

    – Нам повезло – застали одну из старейших мастериц – Татьяну Дмитриевну Городничеву, – вспоминает Наталия. – На момент нашей встречи она жила в доме престарелых, лепила мало, но мы смогли вместе пройти все этапы лепки и принять их из рук мастерицы. Ведь именно так сохраняется традиция.

   Вы полагаете, всё это будет носиться?

    Вот интересно, наши мастера надели бы сегодня калужский костюм?

    – Ещё несколько лет назад я бы поморщила нос, а сейчас отвечу: да, надела бы и с удовольствием! – ответила Наталия. – Мы уже приступили к реконструкции понёвного комплекса. Думаю, если когда-нибудь состоится наша персональная выставка, то смогу покрасоваться и показать всю прелесть этого наряда. Сарафаны с рубахами с удовольствием ношу уже сейчас. Старый крой удобен и в работе, например, на даче, и на отдыхе.

    Перспектива щегольнуть в портах и косоворотке есть и у Михаила, особенно после фестиваля в Ярославле. Заразили реконструкторы коллекцией «Уральские пижоны». Не каждый знает, что деревенские парни в тех краях носили вышитые портянки, порты с рубахами цвета фуксии да и фартуков по нескольку штук одновременно могли примерить.

    – Занимаясь народным костюмом, видишь, как много утеряно безвозвратно, и все же есть шанс сберечь и передать, – сказал Михаил.

    Сейчас мастера готовятся к международной выставке «Искусство куклы». Зимой в Москве можно будет увидеть коллекцию «Украсы жизни». 

Кукла - лауреат всероссийского конкурса в г.Ярославль, 2020.JPG

Михаил за работой.JPG

Наталия и Т.Д.Городничева, 2019.JPG

Фото: Н. МОИСЕЕНКО и М. СИЛАЕВА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика