Объединенный музей-заповедник хранит богатое культурное и историческое наследие Калужской земли, христианские памятники. Он наполнен ценностями и реликвиями, которые прошли свой путь через века, но до сих пор способны удивлять. Мы продолжаем рассказывать о хранящихся здесь экспонатах, и далее наш разговор пойдет об одном из образцов священнического облачения XVII века – старинной фелони.
Древний артефакт ручной работы можно увидеть в пространстве выставки «Мир купеческой усадьбы», она проходит в Музейно-краеведческом центре «Палаты Коробовых». Фелонь (по-другому – риза) поступила в Калужский исторический музей (ныне - Объединенный музей-заповедник) в 1922 году из храма Святого Георгия за верхом. Стоит отметить, что об этой церкви есть запись у священника Иоанна Остроглазова. Выполняя поручение епископа Калужского и Боровского Виталия, протоиерей, клирик Георгиевского собора, составил церковную летопись.
Храм Георгия за верхом был некогда деревянным. В 1701 году на его месте возведен новый, в камне, с уникальной архитектурой – это стало большим событием для Калуги.
Как предполагается, деньги на строительство дал наш земляк, богатейший человек своего времени купец Иван Кириллович Коробов. Прошли столетия, но даже в XXI веке изящный двухэтажный шатровый собор является настоящим украшением города.
А еще в том же летописании говорится о коробовской фелони. Тогда обычаем было закреплено делать пожертвования для храмов. Многие жители Завершья (территория за Каменным мостом – район калужского посада, находившийся «за верхом» по отношению к прежней городской крепости) были прихожанами храма Святого Георгия за верхом. Самый богатый человек Калуги, купец Коробов, являлся прихожанином этой церкви.
- Фелонь XVII века мы считаем одним из самых драгоценных экспонатов музейной коллекции. Она привлекает внимание наших посетителей не только потому, что ей более 300 лет, но и в силу того, что данный предмет тесно связан с палатами Коробовых, может быть, даже был пошит в этих стенах и к нему прикасались руки хозяев дома. У исследователей есть предположение, что данное священническое облачение было вкладом в церковь Георгия за верхом одного из представителей семейства купцов Коробовых – сына строителя дома Кирилла Ивановича Коробова – Ивана Кирилловича. Именно он стал владельцем усадьбы после смерти родителя, скончавшегося в 1691 году, - рассказывает нам специалист Музейно-краеведческого центра «Палаты Коробовых» Татьяна Фомичева. – Фелонь – одно из торжественных одеяний, оно использовалось, как указано в документах, связанных со священническими облачениями, раз в год, по случаю праздника в честь Всех Святых.
По словам Татьяны Ивановны, смысл и духовное содержание ризы нашли свое отражение в ее крое, а также в деталях и цвете. Известно, что все предметы церковного культа созданы по канонам, поэтому фелонь имеет типичный пошив. Это длинная накидка, впереди доходящая до пояса, а со спины – до пола. Она как бы поделена на четыре символические полосы, означающие «Четвероевангелие», служителями которого являются епископы и священники. Имелось суждение, что полосы эти были божественным охранением, что дается служителю, совершающему таинство. В верхней части спины нашивался крест, а у подола – восьмиконечная звезда. Считалось, что такие символы давали божественную защиту священнику от всего мирского.
Изначально фелонь имела сакральный белый цвет – он символизировал свет и духовность. Главной особенностью является то, что накидка должна быть пошита из сияющей ткани, даже само слово «фелонь» является переводом греческого глагола «сиять, сверкать». Изготовленная из старинной французской ткани объярь, калужская фелонь тому подтверждение. Она производит совершенно потрясающее впечатление! Если присмотреться, то можно увидеть золотой отблеск на поверхности ткани. Представляете, как когда-то в храме в свете пламени свечей играло и переливалось это одеяние, когда священно-служитель исполнял обряд? Больше всего поражает торжественность и парадность ризы. Несмотря на свою плотность, она струится словно шелк – швеи и вышивальщицы показали невероятное мастерство, создавая это чудо. Сегодня фелонь кажется настоящим произведением искусства! А тогда это был красивый и очень дорогой подарок.
Калужан и гостей города приглашают посетить пропитанную духом истории экспозицию, чтобы увидеть потрясающую работу мастериц прошлого.
Цвет и детали фелони имели свое символическое духовное значение. Их подробное объяснение мы находим у святителя Симеона Солунского. В своих трудах он разъясняет символы облачения, а также дает описание, как оно создавалось. Утверждает, что «священная фелонь являет высочайшую и подаваемую свыше силу и озарение Духа».
Он же говорит о том, что фелонь представляет «хламиду, в которую одевался Спаситель». И «символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа воины во время суда у Пилата».