Лошадью ходите!
Открылся фестиваль неожиданно: перед драмтеатром скакали лошади, причем породистые. Шоу-дефиле орловских рысаков и старинных конных экипажей и упряжек XIX – начала XX веков, найденных и отреставрированных в разных уголках России, впервые состоялось в Калуге. Жители города не только любовались грациозными лошадками, дефилирующими перед ними на Театральной площади, но и познакомились с историей конных экипажей, научились с помощью грумов отличать пролетку от двуколки, дрожки от кабриолета. Некоторые экипажи подъезжали близко к зрителям, можно было потрогать и погладить лошадиные морды. Серые в яблоках лошадки, пегая кобыла в возрасте и пони произвели грандиозное впечатление на публику, среди которой было немало детей.Если бы губы Никанора Ивановича…
И впрямь, решиться на женитьбу непросто. На сцене облдрамы счастливчики, купившие билеты, увидели «Женитьбу» по пьесе Н.В. Гоголя. Губернатор Владислав Шапша, побывавший на спектакле, так и написал на своей странице в соцсетях: «Сегодня смотрим знаменитую «Женитьбу» по пьесе Николая Гоголя в постановке Академического Малого театра».
Первый спектакль, открывший фестиваль, вызвал у публики бурю эмоций не только потому, что это Малый театр, но и потому, что на сцену вышли любимые ими Ирина Муравьева, Людмила Полякова, Валерий Афанасьев, Владимир Дубровский и другие прекрасные актеры. Бесподобно играл Подколесина молодой актер Григорий Скряпкин. Ирина Муравьева – сваха в спектакле – играла даже глазами – так выразителен был ее взгляд в сценах без слов. Калужские зрители встретили ее выход на сцену бурными аплодисментами. Я для себя заново открыла Владимира Дубровского, блистательно сыгравшего моряка Жевакина.
Очень красивы были декорации. И Гоголь, надо сказать, все еще современен и актуален, каждым своим словом.
Когда опустился занавес, публика долго стоя аплодировала мастерству актеров. А Людмила Полякова сказала, что Калуга просто покорила артистов Малого своей любовью.
По словам директора калужского театра Александра Кривовичева, 400 приобретенных билетов на спектакли фестиваля оплачены Пушкинской картой.
Трагедия княжны Таракановой
Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) – впервые на Калужской земле, хотя совсем скоро отпразднует 200 лет со дня основания. В XIX веке он был единственным театром на Дону, имевшим статус государственного наряду с императорскими театрами, и состоял на содержании Всевеликого войска Донского.
Новочеркассцы привезли бесподобный спектакль-драму «Царская охота» режиссера Петра Орлова по пьесе Леонида Зорина. Постановка с историей: она получила три награды регионального фестиваля-конкурса «Мельпомена» и пять международного фестиваля «Поговорим о любви…».
Очень сильно показана в спектакле Россия после пугачевского бунта и казни предводителя. Народ сломлен и взбудоражен одновременно, а знать продолжает гулять и предаваться разврату. Спектакль полон символов. Многоярусные люстры со свечами превращаются в колокола, бьющие в набат... Не все и не всем хорошо на Руси-матушке. Треснувший и качающийся, но все еще непомерно огромный трон Екатерины II Великой давит не только на простых людей, но и на придворное окружение. А тут еще объявилась самозванка. Одежды Екатерины – белые, в христианской культуре это означает чистоту и невинность. Но как может быть чиста правительница, погубившая своего мужа? Белый цвет здесь, скорее, означает желание очиститься, отбелиться, возможно, откреститься от всего темного. Но руки в крови. И дело, на которое она посылает своего бывшего любовника, героя Чесменского сражения графа Алексея Орлова, тоже кровавое и грязное. Мертвенно-бледная, в белых одеждах как в саване предстает Екатерина, холодная и жестокая, и не отбелиться, не отмыться уже.
В противовес ей в красное облачена Елизавета, называющая себя претенденткой на царский престол, потому что она царских кровей. Символические значения красного разнообразны, временами противоречивы. Красный может символизировать красоту, полноту жизни, радость, любовь, при этом совмещая враждебное настроение, войну. С давних времен он отождествляется с сексуальными желаниями и агрессивностью. Символизирует страсть как в любви, так и в ненависти. Но в христианской культуре это еще и символ невинной жертвы, кровь Спасителя.
Используя символы, режиссер Петр Орлов и сценограф Кристина Данилина усиливают трагедию, происходящую на сцене. Зло возвеличено и спасения нет, говорят нам они. Спасением могла бы стать любовь, она очистила Елизавету (вот после любовной сцены, которая была сыграна актерами просто виртуозно, красиво и без малейшего намека на пошлость, она предстает уже в белой рубахе), но от этого есть у графа Орлова, как он сам признался императрице, средство. Это воспоминание о том, как он впервые был с ней, розовой ото сна. Игра актеров держала зрительный зал в напряжении три с половиной часа.
Гостями нынешнего театрального форума стали Ярославский академический театр драмы имени Федора Волкова, независимый театр «Трикстер» из Москвы, Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр), Брянский областной театр драмы имени А.К.Толстого, Литературный театр Олега Попова из Санкт-Петербурга, Кировский областной драматический театр, драматический театр имени И.А. Гончарова из Ульяновска, Московский драмтеатр «Сфера», Воронежский академический театр драмы имени А.В. Кольцова, Владимирский областной драмтеатр, драматический театр «На литейном» из Санкт-Петербурга, Московский театр «Школа драматического искусства». По традиции открыл парад выступлений Академический Малый театр. Калужская драма в этот раз представила две премьеры – постановку режиссера и актера театра Сергея Вихрева по пьесе Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» и спектакль по Грибоедову «Горе от ума», поставленный на калужской сцене московским режиссером Робертом Манукяном.
В рамках фестиваля уже в третий раз проходит программа камерных спектаклей «Актер & коврик», в которой примут участие моноспектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Болгарии. Гостей фестиваля и зрителей ждет лаборатория молодых режиссеров, где они представят эскизы к спектаклям по рассказам Чехова. Пройдут также лаборатории молодых критиков и фотографов. Кроме того, в дополнительной программе – спектакли театральных коллективов Калуги, мастер-классы и выставки.
В рамках фестиваля уже в третий раз проходит программа камерных спектаклей «Актер & коврик», в которой примут участие моноспектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Болгарии. Гостей фестиваля и зрителей ждет лаборатория молодых режиссеров, где они представят эскизы к спектаклям по рассказам Чехова. Пройдут также лаборатории молодых критиков и фотографов. Кроме того, в дополнительной программе – спектакли театральных коллективов Калуги, мастер-классы и выставки.
Конечно, не описать все семнадцать спектаклей, которые прошли за десять дней фестиваля не только на большой, но и на малой сцене облдрамы, и на сцене под крышей. Но посмотрев их все, понимаешь, что такое старейшие театры России. Это всегда гарантия хорошей постановки и хорошей игры актеров. По-другому театральные мэтры не могут.